Тёмным силам в мире Толкиена фатально не везло. Сперва Мелькора совместными усилиями всех светлых сил поймали и выбросили за пределы мира. Потом его ученик Саурон, неосмотрительно вложивший свои силы в один-единственный артефакт в форме кольца, был уничтожен посредством этого самого кольца, брошенного в вулкан. Впрочем, в недописанной повести «Новая Тень» Толкиен описал возвращение Саурона в виде некоей бесформенной сущности, совращающей чистые души потомков победителей — действие там происходило в королевстве Гондор спустя век с небольшим после Войны Кольца.
Саруман, такой же майа, как и Саурон, был убит своим слугой Гримой в финале «Властелина колец»:
«Все вздрогнули, когда над телом Сарумана поднялся серый туман, медленно выросший до небес подобно дыму от костра. Он возвысился над Холмом бледным изогнутым силуэтом; мгновение колебался, глядя на Запад — и тогда с Запада налетел холодный ветер, развеяв его, и тот с тяжёлым вздохом исчез».
Но ведь Саруман, в отличие от Саурона, не вкладывал всего себя в магический предмет. Саурон прежде погибал вместе с утонувшим Нуменором, однако после этого он не только вернулся, но и воссоздал собственное королевство в Мордоре. Так может и Саруман тоже не сгинул безвозвратно? Если так, то в истории должен был остаться какой-то след его деяний.
Что известно о Сарумане — таком, каким он стал в конце своей жизни? Он уже не верил никому из былых друзей, союзников и даже слуг (что неудивительно, учитывая предательство Гримы), а значит в будущем скорее всего предпочтёт действовать в одиночку. Он утратил свой белый цвет:
«…у перил появился старец, снисходительно глядевший на них сверху вниз, кутаясь в просторный плащ непонятного цвета — цвет менялся на глазах, стоило зрителям сморгнуть или старцу пошевелиться»
Ну и главное — Саруман успешно скрещивал различные биологические виды (предположительно людей и орков), создав тем самым суперсолдат в лице урукхаев, которые, в отличие от мордорских орков, не боялись солнечного света, были умнее, сильней и выносливей. Вот только ставка на военную силу в итоге провалилась. Зато шпионы Сарумана действовали идеально, что помогло ему без боя, одной хитростью, захватить Шир.
В европейском фольклоре есть один персонаж, который тоже носит пёструю одежду и владеет магией:
«И вдруг волшебник — плут отпетый —
Явился, в пёстрый плащ одетый…»
В этой немецкой балладе речь идёт о знаменитом крысолове, спасшем город Гаммельн от нашествия грызунов. А потом уведшем из него всех детей. Что с ними стало дальше — неизвестно, есть лишь догадки, но никаких следов ни самого бродячего мага, ни ушедших с ним человеческих детей, не осталось. Куда же они делись? Может быть, ушли в другую реальность? Но какую?
В мире «Вархаммера» (который «Фэнтези», а не «40 000») есть весьма интересная раса, именуемая скавенами. Это крысолюди, хитрые и злобные создания. Их происхождение неизвестно. Но допустим, их в самом деле создал маг, которого много эпох тому назад звали Саруманом. Это же в его стиле — создавать фанатично преданных бойцов из помеси людей с какими-нибудь иными существами. А если он сделал выводы из своего поражения, то вполне логичным было бы начать творить идеальных шпионов и убийц, а не воинов.
Но каким образом он мог бы контролировать существ, которые изначально ненавидят всех людей? Так ведь и сам Саруман с гибелью своего майарского тела утратил человеческий облик. Саурон в аналогичной ситуации смог являться своим последователям лишь в виде Багрового Ока. Возможно, Саруман подчинял себе обычных людей и использовал их тела, чтобы вселяться в них — так и возник тот самый Крысолов? Или же это был его ученик?
Но в мире «Вархаммера», который является фэнтезийным ответвлением от земной истории, если Саруман создал там из гаммельнских детей и крыс расу скавенов, ему уже не было смысла принимать человеческий облик. А сила варпа, воплощавшего фантазии любых разумных существ, позволила ему выбрать какое угодно новое воплощение. Например, Великой Рогатой Крысы — божества скавенов, которому они фанатично служат.