Найти в Дзене
Пилот параплана

Как я не полетел с вершины Эльбруса. Или суровый Hike&fly нулевых.

Было это в 2010 году. Одна компания, не буду ее называть, поставила на седловине Эльбруса хижину для восходителей. На самом деле, такая хижина не самое лучшее, что можно придумать там, как говорят спасатели. Дело в том, что когда на высоте человек перестаёт двигаться, он может замерзнуть и окончательно потерять силы. Лучше всего не останавливаться, как бы ни хотелось, а идти. С понижением высоты прибавятся силы и вы спокойно спуститесь вниз. Спасателям не очень нравится идея вытаскивать из хижины на 5300 метров обессиленных людей. Через пару недель, после того как мы побывали там, хижину сдуло ветром. Но приключение было интересное и всё это сейчас вспоминается со смехом.

Хижина.
Хижина.

Задача парапланеристов была подняться и побыть в этой хижине. Идея так себе, конечно. В первый раз, они поднялись без меня. Состав был следующий: Олег - человек, который проплачивал музыку)), Толик, Ваня (по прозвищу Пират), другой Ваня (прозвище Повар), Володя, Аня - девушка Толика и фотограф группы, и я. Все имена подлинные, но фамилии я не указываю. Ребята просидели в хижине 5 дней. Предварительно подняв всё снаряжение. Там был один тандем и две одиночки.

В то время про облегченные крылья, а тем более комплекты мы мало знали. Тандем, весом в 20+ кг, упакованный даже не в рюкзак, в "пончик". На первой фотографии черный круглый предмет. Он был даже без рюкзачных лямок, несли его вдвоём, за ручки. Остальное было тоже тяжелое, но хотя бы упакованное в рюкзаки.

Я и Толик в хижине.
Я и Толик в хижине.

После пяти дней сидения в этом прекрасном месте, в пургу, ребята попросились вниз. Сил не было спускать всю снарягу и решили её оставить на верху, дождаться погоды и вернуться за ней.

Володя отказался идти за тандемом, но потребовал (весьма справедливо) у Олега его спустить вниз. Потому меня и пригласили. Повар вообще уехал домой.

Мы неплохо проводили время. Гуляли по горам, я пару раз слетел с Чегета. Отметили два дня рождения - мой и Пирата. У нас разница в один день. Четырехместный номер и кафе было полностью в нашем распоряжении и проплачены. Банкет в горах за счёт Олега, длительностью в две недели! Естественно, что мы пользовались всем этим.

Володя, я, Пират.
Володя, я, Пират.

И вот, мы сидим, а деньги, которые оставил наш сладкий спонсор за нас, заканчиваются. Идём собирать грибы. Погода просто звенит, для второй половины сентября пара тихих дней на вершине пика Европы - просто подарок, а Олег не едет.. Как оказалось, его задержали на досмотре в аэропорту, но потом всё разрулилось. Эх, как нам не хватило этих пары дней!

И вот, наконец, приехал Олег. Сразу стало веселее, но как-то в спешке. В тот же день мы пошли на гору. Нам надо было за сутки еще пройти акклиматизацию на скалах МЧС. Подъем от канатной дороги не прошел без приключений. Я с Пиратом пошел вперед, а Аня, Олег и Толик шли сзади. По дороге Аня провалилась в трещину. Её пришлось вытаскивать. Но всё обошлось.

Мы заночевали в вертолетном фюзеляже. На 4200 ночью уже было -10. На следующий день нам надо было еще погулять тут. Я с Пиратом поднялся на скалы Пастухова. После чего вырубился и проспал аж до самого восхождения. Время поджимало - Олегу надо было ещё лететь в Москву.

Фюзеляж
Фюзеляж

Встали быстро, в час ночи. Наскоро перекусили, сели на ратрак и домчались до скал Пастухова..

Там нас встретил холодный ветер с горы, силой метров до 25 в секунду. Он сдувал снег и было ощущение пурги. Мы надели кошки и пошли. Меня взяла злоба, видать так проявлялась высотная болезнь.

По мере подъема ветер усиливался. Было ясно. Чем выше мы шли, тем холоднее становилось. Я дошел крайним. Ребята уже были в хижине. Видать я выглядел не важно, если Толик бросился ко мне сразу. Я тут же завалился в спальник, мне налили кипятка пополам со сгущенкой. Дело пошло на лад.

Аня.
Аня.

Сейчас я вспоминаю, что мы каждый день употребляли спиртное, плюс я еще курил тогда. И у нас был только один день! Ребята пять дней провели на седловине перед этим. Говорили, что их рвало половину этого времени...

Пират и Толик пошли доставать парапланы из палатки. Она была засыпана снегом полностью. Но её разрезали и достали снаряжение. Надо было собираться вниз.

Толик и Ваня откапывают парапланы.
Толик и Ваня откапывают парапланы.

Когда мы выступили, наша процессия была похожа на группу челноков, везущих шмот из Китая. Жаль, что камера тогда замерзла..

Мы, спускаемся с седловины Эльбруса))).
Мы, спускаемся с седловины Эльбруса))).

Парапланы в рюкзаках были только у Толика и Вани. Мы разобрали вещи и пошли. Я дальше матерился, но спускался.

Пройдя косую полку, мы обнаружили, что ветер стих метров до десяти в секунду и поменял направление. Теперь он дул не сверху, а снизу, но под 70-90 градусов к старту. В принципе, на такой высоте сила ветра приемлемая, воздух тут менее плотный. Направление - критическое, но главное - в гору. Меня решили запустить с Олегом. Но не получилось - слишком много было вещей и их не смогли бы забрать в полет и ребята.

Решили, что Олег и я несем вещи и тандем вниз пешком, а Ваня и Толик летят. Они улетели без приключений. Мы им немного помогли. Приземлились они на Азау.

Я.
Я.
Ваня.
Ваня.

Затем Аня, Олег и я двинулись вниз. Мы были похожи на местных продавцов сувениров после рабочего дня - с сумками а ля "мечта оккупанта", загоревшие, в драных пуховиках..

Заночевали мы у спасателей. Все уснули моментально, завернувшись в параплан Вовчика и спальники.

Проснувшись утром, сразу выдвинулись на Гарабаши. Погода там звенела! Поддувал южный ветерок, метра четыре в секунду. Аня пошла на канатку, а мы - к старту. Там нас встретил Тимофей. Местный парень и единственный постоянный пилот на Эльбрусе.

Тимофей.
Тимофей.

Стартовали с выхода ледника под Бочками (местной гостиницы). Тимофей полетел первым. Олег и я приготовились.

Бочки
Бочки

Тут произошло одно событие, которое чуть не стоило нам с Олегом жизни или здоровья. В то время я много летал в тандеме с горы Машук в Пятигорске. В нашей компании было принято всегда помогать друг другу на старте. Даже если условия были комфортными (что излишне, на мой взгляд). Я попросил одного крепкого парня помочь нам. Он помог, как только мог и вытолкал нас на склон ледника, по которому мы покатились на ногах. Но я не успел довести аппарат. Он встал в "мертвой точке", а мы ехали.. Острые скалы внизу приближались...

Летим...
Летим...

Наконец, мне удалось довести крыло и мы взлетели! Нахожу поток, начинаю вкручиваться. +5 м/с. Он доставил нас до моих первых пяти тысяч. В полете дул Юго-Западный ветер. Весь Кавказ был как на ладони.

Скалы Пастухова.
Скалы Пастухова.

Посадка была на стадион Иткол.

Долина Баксана.
Долина Баксана.
#горыподбашмаком
#горыподбашмаком
Ваня.
Ваня.