Найти в Дзене
КИНО TALK

На съёмках "Кин-Дза-Дза" было нереальное количество препятствий, неурядиц, недоразумений и катастроф

Оглавление

Читаем Георгия Данелия.

"Кин-Дза-Дза" всё-таки фантастика. Над видом чужой пустынной планеты и её обитателей пришлось потрудится. На съёмках фильма было нереальное количество препятствий, неурядиц, недоразумений и катастроф.

"Главная декорация «Ракета Пепелац» оказалась не в Небит‑Даге, куда мы ее отправили, а во Владивостоке. Декорацию «Корабль в песках» разнесло ураганом. Подземный Пепелац кто‑то сжег. В декорацию эциха (тюрьмы) в день съемки въехал «лихтваген» (водитель был в стельку пьян). Ракета, которую нам сделало КБ авиационного завода, при запуске взорвалась. И еще! И еще!"

Из-за концентрации накладок и опасных случайностей съемки фильма оказались едва ли не мистическими. Многие в съёмочной бригаде были уверены, что пакостят инопланетяне, о которых снимали фильм.

Борис Брондуков к началу съемок перенес инсульт и не смог сниматься. Вахтанга Кикабидзе на съемки не пустили врачи. Леонид Ярмольник два раза приезжал на съемки: в первый его приезд сгорела декорация, а во второй в нее въехал пьяный шофер. В фильме Ярмольник так и не появился...

Галина Данелия рассказывала:

На съемках «Кин-дза-дза!» я убедилась в том, что если ты трогаешь инопланетян или что-то потустороннее, то у тебя обязательно будут проблемы. У нас постоянно что-нибудь пропадало. То пепелац, вместо того, чтобы приехать в Каракумы, уезжал во Владивосток. То у нас терялось колесо обозрения. То костюмы почему-то оставались в Москве и не приезжали или приезжали не те. Потом сгорел пепелац. Сделали другой: когда его обжигали паяльными лампами, он загорелся, и пришлось тушить...

Эскизов костюмов было предостаточно. Их начинала делать Алина Спешнева, продолжил её муж Николай Серебряников, а закончила Света Кахишвили. Но оказалось, что пошивочный цех "Мосфильма" перегружен постановкой "Бориса Годунова", и поэтому он ничего сшить не сможет.

А костюмов надо было много: в фильме есть кадры с тысячной массовкой.

Данелия написали плакат и повесили у себя в кабинете: «Превратим недостатки в достоинства!»

Света Кахишвили решила, что главным костюмом на планете Плюк будет теплое нижнее белье фирмы «Заря». Майки и кальсоны. Их обесцвечивали в хлорке, а ворс местами выжигали. Неоценимым вкладом оказались добытые Бицем летные костюмы. Один я притащил домой и, когда разобрал, понял — это сокровище! Там оказалась масса изумительных деталей. Пружинки, подушечки, тесемочки, сеточки, металлические колечки, нейлоновые мешочки, молнии…
-2

Пружинки носили во рту эцилопы, как боксеры капу. Подушечки прикрепили к задам инопланетянок. Нейлоновые мешочки надели на ноги пацаков и перевязали тесемками. На голову пацаков надели лямочки, которые отпороли от летного костюма.

-3

Поскольку лямочки переплетались с резиновыми трубочками, Леонов с подозрением спросил:
— А это не для того, чтобы летчики в них справляли нужду?
— Нет, — сказал я, но трубочки на всякий случай срезал.
В общем, ничего не пропало. Остальные детали инопланетных костюмов мы набрали в костюмерной «Мосфильма» и на помойках в пустыне Кара‑Кумы, где мы снимали этот фильм.
Борислав Брондуков в костюме чатланина на пробах фильма Кин-дза-дза
Борислав Брондуков в костюме чатланина на пробах фильма Кин-дза-дза
Таким образом, на Уэфе оказались надеты — брезентовые матросские штаны, байковая майка фирмы «Заря», полусапожки из фильма «Тиль Уленшпигель». А перед самой съемкой я нашел на помойке блямбу непонятного назначения, я ее вымыл и приклеил клеем «Момент» к заду матросских штанов чатланина.
-5
На той же помойке я нашел покрышку из стеклоткани для повозки Цан. Время над ней поработало, и она была поразительной красоты. Я был в таком ажиотаже, что забыл, что там могут быть тарантулы и скорпионы.
Когда актриса Ирина Шмелева (она играла Цан) прилетела в Небит‑Даг, оказалось, что костюма на нее вообще нет. Заказали, сшили, но деньги вовремя не перевели. И костюм нам не отдали. Костюмерша завернула актрису в кусок ткани, и получилось что надо!
-6
Колокольчики для пацаков купили в магазине «Рыболов‑спортсмен» (это колокольчики для донок).

***

Пепелац, бандуру, на которой летают герои, «Мосфильм» тоже отказался делать. Делали его так: на свалке самолетов художник Теодор Тэжик отрезали хвостовую часть от самолета Ту‑104. Поставили этот цилиндр в коллекторе шестого павильона «Мосфильма», Тэжик одел его при помощи пенополиуретана и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил Александр Семенович Батынков, умелец, мастер на все руки. Он же сделал повозку Цан.
Читается это быстро, а ушла на все уйма времени!
-7
-8

***

Что касается спецэффектов, сложность заключалась в том, что до «Кин‑дза‑дзы» на «Мосфильме» уже лет десять никто не снимал фильмы с комбинированными кадрами. Утерянное искусство, так сказать.

Поэтому постарались обойтись минимумом комбинированных кадров, и пытались добиться, чтобы все летало само.

-9

За зиму авиаторы сконструировали ракету. Для того чтобы она вылетала из песка, нужны были специальный электрический домкрат и пульты дистанционного управления. Это оборудование «Мосфильм» через Министерство внешней торговли приобрел в Японии. Но груз застрял на таможне, его так и не выдали.

Привезли ракету в пустыню и попытались запустить ее сами, без японского оборудования. Вырыли яму, поставили ракету на направляющую ферму, подсоединили бикфордов шнур к зарядам, засыпали песком, зажгли, и… взрыв! Ракета разлетелась на мелкие кусочки. Слава Богу, никого не убило!

Вот так, через трудности и тернии, но таки был снят "Кин-Дза-Дза".

Заканчивает рассказ о съёмках Данелия такими словами:

...И наши следы давным‑давно уже засыпало песком и только торчит в Кара‑Кумах огромное колесо обозрения, и в его кабинках поселились праправнуки и праправнучки скарабеев и ящериц, которые видели, как мы снимали здесь кино.