Искусствоведы уверены: понять, насколько хорош живописец, можно глядя на руки его персонажей - давайте же проверим мастерство знаменитых художников.
Идея этой статьи пришла мне в голову, когда я увидела совершенно изумительно выписанные руки на портрете кисти американского художника Сарджента. На фоне черной ткани платья изящество этих дамских рук с тонкими пальцами и мерцающими драгоценными камнями колец приковывает взгляд. А какой изысканный жест! Сама мадам Палейрон на портрете не так чтоб потрясающе красива, но ее руки...
Впрочем, чтоб стать настоящим произведением искусства рукам вовсе не обязательно быть особенно красивыми, взять хотя бы знаменитый рисунок рук Дюрера:
Эти руки долгое время считались этюдом для центральной части алтаря Геллера, однако современный ученый из музея Альбертина Кристоф Метцгер выдвинул интереснейшую гипотезу о том, что это вовсе не подготовительная работа к картине, а самостоятельный рисунок - что-то вроде рекламы, демонстрирующей выдающееся мастерство автора. Многие исследователи придерживаются версии, что это руки самого Альбрехта Дюрера.
А вот эти руки узнаете?
"Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей" - писал обладатель этих рук, наше всё Александр Сергеевич, и был таки прав. Посмотрите, какой у него маникюр, руки холеные, ногти подпиленные, Пушкин уделял большое внимание своей внешности, а Кипренский рассказал нам об этом, в том числе изображая его руки. Кстати, художника многие критиковали именно за то, что поэта он представил в облике этакого денди.
А вот так выглядят руки влюбленных:
Одна из самых романтических работ Фрагонара, живописца эпохи рококо, это, конечно, "Поцелуй украдкой". Влюбленный юноша целует прекрасную девушку, а она оглядывается, боясь как бы кумушки за дверью не узнали об их чувствах. Пальцы кавалера нежно удерживают кисть девушки, а она лишь едва заметно сопротивляется - здесь столько очарования, Фрагонар мастер подобных сюжетов. Впрочем, часть искусствоведов полагает, что картина принадлежит кисти Маргерит Жерар, ученицы художника.
Валентин Серов тоже большой мастер по писанию прекрасных женских рук - про это стоило бы сделать отдельный пост. Выдающийся портретист он никогда не изображает руки просто так, все жесты у него говорят о персоне, выдают подробности. Генриетта Гиршман, жена богатого промышленника и коллекционера, была признанной красавицей и прекрасно знала об этом. Поправляя горжетку на груди, она лишний раз демонстрирует красоту своих рук, драгоценностей и наряда.
Рукам Рембрандта можно слагать оды (что кстати и делают искусствоведы на протяжении нескольких веков):
От рук Рембрандта захватывает дух - не зря он у многих собратьев по ремеслу числится по разряду лучших художников всех времен. Руки в его картинах соответствуют возрасту, привычкам, характеру человека - мастерство живописца поражает. Особенно это касается поздних портретов стариков, в этих руках словно сосредоточена их жизнь, потому и Рембрандт уделяет им столько внимания.
Посмотрите на руки сезанновского курильщика - ну ведь чудо как хороши! Мощные, сильные, грубые, с красноватыми пятнами - этого художника интересует отнюдь не характер изображенной персоны, а живописная форма как таковая. Картина Сезанна - это по сути натюрморт, даже когда он изображает человека. Кстати, именно поэтому он не прописывает глаза. Мощная пластическая лепка, цветовые рефлексы - Сезанн препарирует вещество живописи.
Руки Моны Лизы знают все, а вот к великолепно выписанным рукам Чечиллии Галлерани (она же Дама с горностаем) обращаются не столь часто. Тончайшие пальцы женщины здесь выглядят несколько хищными, почти как лапки горностая, которого она держит в руках. В то же время в этих руках есть особая трепетность. Любовница миланского герцога Лодовико Сфорца была не только прекрасна, но и умна, она держала литературный салон, где общалась с лучшими людьми своего времени.
Художники эпохи маньеризма несколько злоупотребляли изяществом, так "Мадонна с длинной шеей" Пармиджанино в целом отличается вытянутостью пропорций, а ее пальцы кажутся нечеловечески длинными. Искаженные пропорции вообще характерны для этого мастера, это уже завершение эпохи Ренессанса и начало барокко.
А вот еще один "мастер длинных пальцев" - мой любимец Карло Кривелли:
Венецианец Кривелли прославился благодаря неподражаемому по яркости колориту, бесконечному разнообразию красочных сочетаний и изысканному "кукольному" облику мадонн. Он был большой любитель сопровождать изображение святых броскими натюрмортами из овощей и фруктов. На этой картине из музей Метрополитан в Нью-Йорке яблоки и муха символизируют грех, который предстоит искупить Христу, а символом искупления здесь выступает щегол в руках младенца. Кривелли был мастер так называемых обманок - муха и клочок бумаги внизу с подписью художника написаны "как в жизни".
Ну а завершить хочу картиной русского мастера:
Вы, конечно, узнали Дмитрия Левицкого - это одна из картин его знаменитой серии смолянок - портретов воспитанниц Смольного монастыря, которым благодетельствовала Екатерина II.
А какие из этих прекрасных рук понравились вам?