Найти тему
Житель Алтая

Пробую писать без "языка вражды"! Исключительно историческая тема.

Интересно как-то получается. Дзэн оценивает мои публикации, как несущие пресловутый «язык вражды». В связи с чем возникает вопрос, а как, скажите, можно описывать текущую внешнеполитическую ситуацию? России враждебен весь «цивилизованный мир». В выражениях этот самый «мир» зачастую не стесняется, так почему я должен изливать любовь и «уважуху» в адрес наших откровенных врагов? Реальных оскорблений я, конечно, не использую – не мой стиль, но модераторы Дзэна все равно не довольны. Вот и поясните мне, как я должен писать?

Попробую на исключительно историческую тему, хотя и сомневаюсь, ибо есть такое ограничение:

Допустимо:

История о поездке на винодельню

Недопустимо:

Статья, создающая положительный образ алкогольного опьянения.

Так вот, в этой статье НЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ.

Но есть про использование алкоголя в ритуальных целях 1000 лет назад. И связано это, не поверите, с выбором веры равноапостольным князем Владимиром Святославичем.

И, кстати, да! Это ответ на заявление главы укромида Кулебы о том, что "Русская православная церковь предала Бога"! Очень, знаете ли, "невраждебный язык".

ИТАК:

Кружечка холодного пива в жару, бокал красного к мясу или белого к рыбе, сырам и фруктам, рюмка водочки под соленые грузди с отварной картошечкой, присыпанной укропом и маслицем. Кофе с коньяком, наконец, как завершение пятничного ужина.

Яндекс. Картинки.
Яндекс. Картинки.

А ведь всего этого могло бы и не быть, согласись в 986 году князь Владимир Святославич с требованиями ислама, изложенными ему «блъгарами веры Бохмиче». Так в Повести временных лет названы миссионеры из Волжской Булгарии (было в средневековье такое государство), проповедовавшие ислам в Древней Руси.

"Блъгары, веры Бохмиче". Миниатюра Радзивилловской летописи.
"Блъгары, веры Бохмиче". Миниатюра Радзивилловской летописи.

Но требования эти князю не понравились: «но се єму бѣ нелюбо . обрѣзаньє оудовъ . и ѡ неӕденьи мѧсъ свинъıхъ . а ѡ питьи ѡтинудь» - «Но было это ему не по нраву: обрезание, отказ от употребления свинины и, особенно, отказ от пития вина». Так и ответил миссионерам: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть».

Пьющая, что называется «по черному», Европа зубами вцепилась эту фразу летописца, объявив русских горькими пьяницами. Хотя пили там сильно больше нас. Вспомните хотя бы улицу Джина или улицу Эля в Лондоне. С их хрестоматийным – «Упейся за 2 пенса». Вспомните Тиля Уленшпигеля, который пил пиво с рождения: «Ты пьёшь уже сорок лет, а я только девять. Твоё время пить уже проходит, а моё только начинается. Стало быть, мне полагается кружка, а тебе стаканчик…». Это 9-летний Тиль говорит своему отцу Клаасу. И вывод замечательный: «Так Тиль научился балагурить ради выпивки». Это, напоминаю, Фландрия, сегодня – часть территории Франции. И примеров такого европейского пьянства в европейской же литературе не счесть.

Но, не будем отвлекаться. Тем более, что если глубже вникнуть в вопрос, то станет очевидным, что Владимир даже близко не ведет речь о пьянстве. Да и позднейшие светские и церковные источники к пьянству относились резко осуждающе: «О горе крепкимъ вашимъ и силнымъ, черпающимъ вино». Или: «А кто подружится со мною [хмелем] и начнет любить меня тотчас же того сделаю блудным, а богу не молящимся, а в ночи не спящим, а на молитву не встающим… ввергну его в большую погибель – град его или село опустошу, а самого по миру пущу, а детей его в рабство предам…» Ну, там много еще чего есть.

Так вот, во времена Владимира и в несколько более поздние, когда составлялся список Повести временных лет, алкогольные напитки получали только естественным способом винно-спиртового брожения:

1. Медостав – естественное сбраживание местных продуктов природы – березовый сок (березовица пьяная), мед (мед ставленный), ягодные соки;

2. Квасо-пивоварение – искусственное сбраживание зерновых продуктов (рожь, ячмень, овес) после варки сусла и добавления различных трав (в т.ч. хмеля) с целью ароматизации и улучшения вкусовых качеств. К ним относились квас (аналог современного пива). Вульгарный глагол «квасить» и сегодня употребляется в значении – употреблять алкогольные напитки. Ол (олус, олуй) – крепкое пиво с добавлением пряных трав (от латинского «olus» - трава);

3. Медоварение – искусственное сбраживание меда или его купажирование (комбинация) с искусственно сброженными зерновыми продуктами. Представлял собой водный раствор меда с ячменным или ржаным солодом – мед вареный или мед питный;

Технически несовершенное винокурение (гонка сброженных зерновых продуктов) появляется только в XII-XIII вв. Сюда относятся квас «твореный», квас «неисполненный», вино «твореное».

И запрет, налагаемый исламом на употребление вина, надо полагать, распространялся не только на вино, а на все алкогольные напитки, полученные сбраживанием растительного сырья.

Как наши предки готовили зерновой алкоголь? Зерну или муке давали закиснуть с помощью стимуляторов – дрожжей, получаемых из хмеля, солода или уже закисшего теста. Вода – мука – солод – хмель. Об этом арабский путешественник ибн-Фадлан еще в первой четверти Х века писал. Ничего рецептура не напоминает? Ага, правильно – рецепт самого обычного дрожжевого теста. И как раз конец IX – начало Х века – время появления кислого дрожжевого хлеба в Древней Руси. Сырье и технологии приготовления алкоголя и хлебного теста, таким образом, практически идентичны.

А теперь еще один факт – в мифологии существует такой термин – «Опьяняющий напиток» - ОП. Средство, позволяющее достичь измененного состояния сознания, в котором человек способен подняться над обыденностью, приблизиться к богам, общаться с ними, выражая свою благодарность и обращаясь с просьбами. При этом прослеживается тенденция к приготовлению ОП из определенного сырья - продукта, который почитается священным (логично, вообще-то, а с чем же еще к богам-то идти?) Для аграрной Руси таким сырьем естественным образом стала продукция земледелия – зерно. А хлеб, собственно, всему голова! Вот скажите, чем еще можно было опьянять себя (пардон, менять состояние своего сознания) чтобы приблизившись к богам, просить их о даровании хорошего урожая?

Вот и М.В. Ломоносов, сообщает о гаданиях на будущий урожай, которые осуществлял жрец Святовита на о. Рюген. После жатвы жрец, по уровню вина в роге в руке статуи Святовита, определял, насколько урожайным будет следующий год. Затем выпивал вино, вновь наполнял им сосуд и вручал идолу. Затем в жертву Святовиту приносились «великие круглые хлебы из муки и меда… При сем препровождался день в еде и питье, и за стыд почитали ежели кто не напился допьяна». О том же говорит и Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского», добавляя, что пивом, освященном на жертвеннике обливали скот, с целью предохранения его от болезней.

Сопоставляем озвученные факты и получаем ритуальный алкогольный напиток, изготовлявшийся из продукта, производимого при осуществлении основной трудовой деятельности (земледелия) – хлеба. Все сходится, все логично, все объяснимо. И хлеб печеный, и хлеб «жидкий» - это две ипостаси основного продукта питания и главного хозяйственного занятия. Вот такая вот цепочка:

Урожай зерновых – хлеб + ритуальный алкогольный напиток – исполнение ритуалов, призванных обеспечить плодородие – употребление священного ОП, приготовленного из продукта земледелия с целью приближения к богам для молитвы о будущем урожае принесение напитка и хлебов в жертву богам.

Между прочим, то же самое имело место быть и в древнем Междуречье (государств Шумера и Аккада), и в Древнем Египте, и в Вавилоне. Словом, везде, где вели оседлый образ жизни и занимались земледелием.

А раз так, то отказываться от употребления вина было не просто бессмысленно, но и чревато вероятными неурожаями (а они были совсем даже не редкостью). А значит голодом и смертью. Что, кстати, тоже случалось сильно чаще, чем хотелось бы. Вот и думайте, мог ли князь Владимир себе ввести в качестве государственной религии Руси ислам, не рискуя вызвать восстание против себя? И был ли он (да и русские, вообще) при таком раскладе пьяницей-алкоголиком? Получается, что нет!

Винный рог или рог изобилия присутствует в руках одного из образов четырехликого Збручского идола – идола множества славянских языческих богов.

Збручский идол.
Збручский идол.

Есть такие изображения на ритуальных браслетах, наручнях, зарукавьях, которые, как определил академик Б.А. Рыбаков, использовались для ритуальных действий во время языческого праздника русалий, посвященного как раз обеспечению будущего урожая.

И это еще совсем не все. В том же коротком тексте содержится, как минимум, еще одно обстоятельство, подчеркивающее даже не важность, а необходимость и обязанность употребления алкогольных (хмельных) напитков, для обеспечения плодородия. А заключается оно в слове «Веселье» - «Руси есть веселие пить…».

Но об этом - в следующей статье.

Если, конечно, эту не забанят. Ну, вдруг, что не так.