Найти тему
Эйдос

Смыслы и цели образования

Что обсуждается на наших Учёных советах? Не побывав на них, трудно это понять. Поэтому приведу своё письмо по одному из вопросов нынешнего заседания. Два других вопроса повестки - обсуждение исследований соискателей.

Уважаемые члены Учёного совета! В 2007 году мы подготовили и издали коллективную монографию «Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 300 с.
http://khutorskoy.ru/books/2007/smysly_i_celi/

Тема смыслов и целей – вечная. Настало время осмыслить нынешний этап. Предлагаю сделать это в контексте педагогических исследований.

Цели не появляются из неоткуда. Им предшествуют задачи, формулируемые на основе осознания смыслов происходящего. Но и смыслы не первичны, они зиждутся на стремлениях. В нашей парадигме у человека 5 основных стремлений: познавать, создавать, организовывать, взаимодействовать, устанавливать ценности и смыслы.

Рассмотрим, как ценностно-смыловой аспект определяется в диссертационных исследованиях – наших, соискателей. Исходя из чего формулируется методологический аппарат исследования, его человекосообразная сущность, направленность на изменение человечества, достижение его предназначения.

Выскажите свои суждения, сомнения, вопросы, ожидания по следующим вопросам:

1. Как ценности и смыслы влияют на определение проблемы исследования?
2. Относительно каких ценностей и смыслов проводятся (должны проводиться) исследования в области человекосообразного образования?
3. Ценности сиюминутные, протяженные, вечные – какие из них и как влияют, могут влиять на цели педагогического исследования?
4. Как ценности соискателя влияют на его исследование? Необходима ли диагностика таких ценностей?
5. Как ценности научного руководителя/консультанта могут влиять на исследование его соискателя?
6. Каково место образовательных ценностей и смыслов в методологическом аппарате исследования?
7. Каково влияние диссертационного исследования на ценности его автора? Необходимо ли планирование такого влияния?
8. Рекомендации соискателю по определению проблемы/темы/результатов его исследования на основе ценностно-смыслового аспекта.

А.В. Хуторской, 12.12.2022