Давайте немного развлечемся и поговорим об искусстве.
Знатоки и эксперты считают, что для настоящего понимания искусства нужна «насмотренность», то есть чем больше человек интересуется искусством – тем больше он его понимает. Попробуем поинтересоваться? И, может быть, понять.
- 1. Настоящие Олимпийские игры, которые организовывали в Древней Греции, проводились не только между спортсменами, но и между певцами.
- 2. Скульпторы в Древнем Риме создавали статуи со съемными головами. Это было очень удобно, поскольку статуи изображали политических деятелей, а в республике была выборная власть.
- 3. Все знают, что одним из источников импрессионизма, как направления живописи, являлись непосредственные чувства художников, передающих впечатления (отсюда импрессионизм: impression означает впечатление). Но не все знают, что другим источником импрессионизма было японское укиё-э, направление в японском изобразительном искусстве, например работы мастеров XVIII–XIX веков Кацусика Хокусая и Утагавы Хиросигэ. И например, картина Эдгара Дега «Танцевальный класс» (1874) в построении композиции следует приему Утагавы Хиросигэ в его ксилографии «Станция Оцу» (около 1848–1849 гг.) – объекты изображения выстраиваются по диагонали от нижнего левого угла к верхнему правому, зритель видит происходящее с верхнего ракурса, к тому же изображение обрезано, и это усиливает его динамику. Похоже на мгновенную фотографию.
- 4. Самое знаменитое полотно Ван Гога «Звездная ночь» изображает пейзаж, который художник видел из окна психиатрической клиники.
- 5. Пабло Пикассо называл Поля Сезанна «отцом всем нам», подразумевая, что именно Сезанн дал начало сразу нескольким направлениям современного искусства: модернизму, кубизму, футуризму, конструктивизму. Революционной стала картина Поля Сезанна «Натюрморт с яблоками и персиками» 1905 г. со смещенной перспективой – в ней художник показал, как люди по-настоящему смотрят на вещи.
- 6. Художники-абстракционисты видели себя скорее музыкантами, нежели художниками. Идейными родоначальниками абстракционизма были композитор Рихард Вагнер и немецкие философы Шопенгауэр и Ницше.
- 7. Знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича был создан в 1913 году как часть декорации для футуристической оперы «Победа над солнцем» и назывался «Черный супрематический квадрат». Позже художник разглядел в своей картине глубокий символизм света и тьмы, жизни и смерти.
- 8. Один из создателей сюрреализма Сальвадор Дали был ярым сторонником Фрейда и так же, как и он, верил в идею «высшей реальности снов».
- 9. У картин сюрреалиста Рене Магритта есть интересная особенность: чем дольше смотреть на них - тем больше замечаешь жутких деталей.
- 10. Первым концептуальным произведением искусства был «Фонтан» Марселя Дюшана. В 1917 году художник купил обычный писсуар на распродаже и хотел представить его на выставке. Но организаторы запретили такое «кощунство». Однако друг Дюшана сфотографировал «Фонтан» - и в таком виде он стал известен всему миру. До этого момента искусство было продуктом человеческого труда, но отныне современное искусство выдвинуло на первый план концепцию, то есть идею. С этого момента искусством может стать что угодно, во что вложен некий смысл или несформулированная идея, в том числе – перфоманс, то есть действие.
- 11. Самым известным художником стрит-арта является Бэнкси, английский режиссер и политический активист, чьи работы стали появляться на улицах городов мира с 1990-х. Никто не знает настоящего имени художника, но в 2006 году Бэнкси продал авторскую копию своего лондонского граффити «Девочка с шаром», нарисованную на бумаге акриловыми красками, с аукциона Сотбис за 1 миллион 400 тысяч долларов. И как только аукционист произнес: «Продано!» картина на треть самоуничтожилась, потому что, как выяснилось, Бэнкси встроил шредер в шикарную позолоченную раму картины. Таким образом художник подчеркнул главную идею произведения: «Что ушло – отпускай легко!».
- 12. Возможно, Бэнкси был первым в мире художником, который продал с аукциона не только свое произведение, но и перфоманс, посвященный ему.
Еще больше интересного найдешь в саммари книги Уилла Гомперца, художественного редактора ВВС «Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси».
А можешь почитать саммари другой книги – Дональда Томпсона, экономиста, который отлично разбирается в современном искусстве, но подходит к нему более цинично, поскольку имеет отношение к арт-рынку и продажам. У него тоже есть не мало интересных фактов о современном искусстве - «Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах».
Иногда кажется, что во многих произведениях современного искусства вовсе нет того глубокого смысла, о котором говорят критики? «Вам не кажется!» – утверждает знаток искусства и автор нескольких бестселлеров о современном искусстве Дональд Томпсон. Как работают аукционные дома? Почему современное искусство такое дорогое и кто готов за него платить? Почему имя художника сегодня значит больше, чем эстетическая ценность его произведений? О том, какая связь между маркетингом и искусством – в этом саммари.