Найти тему
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира. Сервиз доктора Томаса Димсдейла (1768). ИФЗ.

Данный сервиз нельзя назвать "великим", так что в рубрике "Великие сервизы мира" его не будет. Зато история создания сервиза чрезвычайно интересна.

Предметы сервиза, убранные в деревянный ящик-кофр, специально для хранения  предметов данного сервиза изготовленный. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Предметы сервиза, убранные в деревянный ящик-кофр, специально для хранения предметов данного сервиза изготовленный. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Началось всё с того, что в мае 1768-го года от оспы (тогда - болезни неизлечимой!) скончалась очаровательная графиня Анна Шереметьева. Скончалась во цвете лет - на 24-м году жизни. Но и эта трагедия стала бы просто семейным преданием, однако она была официальной невестой графа Никиты Ивановича Панина - воспитателя наследника Российского престола цесаревича Павла Петровича! При дворе опасались за жизнь Великого князя, поэтому Панину пришлось покинуть невесту, как только стал известен диагноз. Смерть Шереметьевой потрясла как Двор, так и саму императрицу.

Екатерина II оспой не болела, но боялась заразы, особо памятуя о том, что Петр III, её муж, как раз оспой переболел, и как последствие, вид лица имел рябой. Правда, болезнь его не убила. Убили его другие, двуногие враги (друзья Екатерины).

Екатерине в 1768-м исполнилось 39 лет. Она была полна сил и планов, и жить в вечном страхе перед оспой не желала. Терять очарование - тем паче!

В те времена в Англии прививали методом так называемой вариоляции. Пациенту делали несколько разрезов на руке и вводили оспенные пузырьки от больного. Привитые таким способом люди, бывало, тоже умирали, но в десятки раз реже, чем при обычном заражении. Самым известным и популярным на тот момент врачом, производившим прививки, был англичанин Томас Димсдейл (англ. Thomas Dimsdale). Англицкий лекарь прибыл в Санкт-Петербург летом 1768-го года. 12-го октября 1768-го года Димсдейл привил оспу императрице. Донором оспенного материала стал крестьянский мальчик Саша Марков. 

О том, как просвещенная государыня чувствовала себя в первые дни после прививки, можно узнать из дневника Томаса Димсдейла: "19 дня октября всю ночь дремала и засыпала, но сон много раз прерывался. Боль в голове и спине продолжалась с лихорадкою… Кушать весь день нимало не хотелось, и не изволила кушать ничего, кроме немножко чаю, овсяной кашицы и воды, в которой варены были яблоки".

Недомогание в лёгкой стадии продолжалось неделю. Наконец 29 октября императрица полностью излечилась, о чем было сообщено народу. А уже 1-го ноября Димсдейл сделал прививку четырнадцатилетнему цесаревичу Павлу Петровичу, который также благополучно перенёс болезнь в лёгкой форме. В честь избавления от страха перед недугом Екатерина Великая пожаловала доктору титул барона, произвела его в действительные статские советники, назначила пожизненную пенсию в пятьсот фунтов стерлингов, и осыпала иными дарами, в числе которых был и великолепный сервиз Императорского фарфорового завода.

В 1781 году Димсдейл приехал в Россию вторично, чтобы привить оспу уже внукам Екатерины - Александру (будущему императору) и Константину. Также успешно.

И снова лекарь был щедро одарен. Исторический сервиз прозябал в Англии в семье Димсдейлов. Но спустя два с половиной века потомкам англицкого лекаря было сделано предложение, от которого они не смогли отказаться, и в 2013-м году исторический сервиз поступил в коллекцию Эрмитажа.

Сервиз Димсдейла как он есть. Все приборы хранятся в "родном" историческом деревянном кофре-ящике XVIII-го века русской выделки, изнутри обтянутом белым атласом. Одна латунная ручка сверху, две по бокам - для переноски... Из утрат - всего одна чашка и две ложечки (по другим данным - три ложечки). Остальные предметы - в превосходном состоянии. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Сервиз Димсдейла как он есть. Все приборы хранятся в "родном" историческом деревянном кофре-ящике XVIII-го века русской выделки, изнутри обтянутом белым атласом. Одна латунная ручка сверху, две по бокам - для переноски... Из утрат - всего одна чашка и две ложечки (по другим данным - три ложечки). Остальные предметы - в превосходном состоянии. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Сервиз позволяет оценить, на каком технологическом уровне в 1768-м году находилось производство Императорского фарфорового завода. Если судить по черепку, то на высоком. По качеству фарфоровой массы считается, что русский фарфор, созданный Дмитрием Ивановичем Виноградовым (1720-1758), стоял ближе к китайским образцам, чем даже Мейсен! Если сравнивать ИФЗ с другими предприятиями Европы, то окажется, что большинство английских предприятий в то время выпускало, вообще, фаянс (правда, англичане сильно продвинулись в декоре, использовав первыми в мире метод трансферной печати), а Севр, при всём совершенстве декора, всё ещё выпускал изделия из так называемого мягкого фарфора: из-за нехватки основного ингредиента настоящего твёрдого фарфора - белой глины каолин. С другой стороны, ИФЗ в декоре ориентировался в те годы на немецких производителей, и прежде всего на Мейсена, "первого среди равных", который уступил Севру звание самой модной мануфактуры Европы.

Да, ИФЗ в тот период никак нельзя было назвать отстающим предприятием. Однако производство фарфора в России не было массовым. ИФЗ работал с ориентацией на запросы Двора, Гарднер откровенно копировал Мейсена (и даже его клеймо) в погоне за деньгами не совсем искушенных потребителей из числа провинциального дворянства и купечества (прежде всего - в Москве), данных о каких-то иных фарфоровых производствах в России на тот период нет.

Основной декор предметов сервиза Димсдейла - изображение мальчиков-путти в медальонах, олицетворяющих различные виды искусств: одни рисуют, другие ваяют, третьи ухаживают за парком (сейчас последних назвали бы ландшафтными дизайнерами).  Фото взято из свободного доступа в интернете.
Основной декор предметов сервиза Димсдейла - изображение мальчиков-путти в медальонах, олицетворяющих различные виды искусств: одни рисуют, другие ваяют, третьи ухаживают за парком (сейчас последних назвали бы ландшафтными дизайнерами). Фото взято из свободного доступа в интернете.

Теперь - собственно о сервизе. Сервиз поражает выделкой. Даже чайные ложки к сервизу были созданы из фарфора. Роспись ручная. Основной колер гирлянд, обрамляющих медальоны - кирпично-красный - соответствует китайской традиции. Ручки предметов плоские с большим количеством прямых углов, также копируют китайские образцы. Хваты на крышках предметов - в виде позолоченных шишек.

Сервиз рассчитан на стандарт того времени - 18 персон. Однако по повелению императрицы был изготовлен 19-й куверт, - особый, украшенный вензелем барона Томаса Димсдейла.

Сервиз Димсдейла во всей красе! Фото взято из свободного доступа в интернете.
Сервиз Димсдейла во всей красе! Фото взято из свободного доступа в интернете.

В сети есть видео, созданное работниками Эрмитажа и закаченное на Ю-Туб 11-го декабря 2015-го года. Хотя и прошли года, тем не менее, поскольку сервиз прежде всего интересен с исторической точки зрения, видео не потеряло свою актуальность для любителей фарфора. Поэтому для всех, кому это интересно, размещаю здесь также и это видео...

Это канал фарфороголика на Дзен. Благодарю всех, кто дочитал. Кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, смотрите, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилась статья - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь, пишите комментарии.