Найти в Дзене

Сердце Пармы: Мрачно, масштабно, с матами или хорошо, что это фэнтези

Начало напомнило, как ни странно, «Индиану Джонса». Потому что бандиты во время жертвоприношения воруют у местных золотого идола. Оскорбленные язычники врываются в крепость и всех вырезают. Мальчик остается в живых и, как единственный претендент, становится князем Пармы.
Каюсь, оригинал не читал. Книга, видать, большая, поэтому события очень тяжело и урывисто влезают в два с половиной часа экранного времени. И неудивительно – за фильм проходит несколько десятилетий!
Князь Михаил вырастает, женится на местной девушке-оборотне, сражается с язычниками и пытается отстоять независимость Пармы от Москвы.
Весь фильм – от одного несчастья к другому. Злодеи по итогам оказываются правыми. Герой – сломленным. Представляет интерес романтическая линия князя с оборотнем-ламией, но все обаяние – на стороне у героини. Князь же в отношениях какой-то сумрачный и неактивный.
Девушка умеет колдовать (толчок силой, как у джедаев) и обращаться в рысь, но никому (незаслуженно) зла не делает. А местное д
Star Media, Профит, Россия-1 при поддержке «Фонда кино»
Star Media, Профит, Россия-1 при поддержке «Фонда кино»


Начало напомнило, как ни странно, «Индиану Джонса». Потому что бандиты во время жертвоприношения воруют у местных золотого идола. Оскорбленные язычники врываются в крепость и всех вырезают. Мальчик остается в живых и, как единственный претендент, становится князем Пармы.
Каюсь, оригинал не читал. Книга, видать, большая, поэтому события очень тяжело и урывисто влезают в два с половиной часа экранного времени. И неудивительно – за фильм проходит несколько десятилетий!
Князь Михаил вырастает, женится на местной девушке-оборотне, сражается с язычниками и пытается отстоять независимость Пармы от Москвы.
Весь фильм – от одного несчастья к другому. Злодеи по итогам оказываются правыми. Герой – сломленным. Представляет интерес романтическая линия князя с оборотнем-ламией, но все обаяние – на стороне у героини. Князь же в отношениях какой-то сумрачный и неактивный.

Star Media, Профит, Россия-1 при поддержке «Фонда кино»
Star Media, Профит, Россия-1 при поддержке «Фонда кино»


Девушка умеет колдовать (толчок силой, как у джедаев) и обращаться в рысь, но никому (незаслуженно) зла не делает. А местное духовенство за это с ней воюет. Дескать, не христианское это дело, и вообще она креститься не хочет. Подобное морализаторство напрягает и портит героям жизнь.
Следующая сцена – будто цитата из «Апокалипсис сейчас» Копполы. Там персонаж Марлона Брандо рассказывал, как американцы во вьетнамском племени сделали детям прививки. Потом они вернулись и увидели, что аборигены отрубили детям руки выше укола… Тут же митрополит показывает князю маленькие гробики – местные расправились с собственными детьми после крещения.
Без чего точно можно было обойтись – так это без матерных слов. Они есть в паре сцен, и никакого остроумия и глубокомыслия в этих сценах нет.
В некоторые повороты как-то не верится. Герой долго и упорно воюет с местным ханом, чтобы отомстить за родителей… А потом отпускает злодея, и тот «перевоспитывается».

Star Media, Профит, Россия-1 при поддержке «Фонда кино»
Star Media, Профит, Россия-1 при поддержке «Фонда кино»


Что еще расстраивает, так то, что Сергей Бодров-старший ограничился ролью сценариста, а не стал режиссером, как это планировалось изначально. Вот он умеет снимать масштабно, интересно и убедительно. На его счету эпичный «Монгол» про Чингисхана, да и «Седьмой сын» – это не самое плохое фэнтези.
Хотелось поначалу похвалить живописные панорамные виды природы… Но такое большинство зрителей может понаблюдать в нескольких километрах от места проживания. Чтобы красиво их снять – много усилий не надо. Было бы желание и дрон с камерой.
А вот битвы – на высоте. Как разворачиваются войска, пехота меняется конницей, стрелки отступают под щиты латников… Все рассчитано, размерено, логично.
Насилия и крови – через край. Рубят, взрывают и протыкают. Особенно дико на этом фоне смотрятся спокойные и заунывные народные песни…
Что хочется похвалить отдельно, так это поломанный нос Александра Кузнецова, исполнившего главную роль. Именно так, на мой взгляд, и должны смотреться носы у князей в эти непростые времена. Я думал, грим, а оказался – перелом… Актеру можно только посочувствовать!

Star Media, Профит, Россия-1 при поддержке «Фонда кино»
Star Media, Профит, Россия-1 при поддержке «Фонда кино»


Понравился соратник князя, беловолосый викинг. Прямо
Генри Кавилл в роли Геральта!
Я долго думал, что мне фильм напоминает. И, наконец, вспомнил «Врата рая» Майкла Чимино. Там хоть времена другие, конец 19-го века в США, но история в чем-то схожая. Местные управители (не знаю, как еще назвать этот союз чиновников и крупных предпринимателей) решают избавиться от поселенцев, чтобы прибрать к рукам их земли. Весь фильм – это медленно развивающаяся не очень романтичная любовная линия, которая перерастает в затяжную кровопролитную битву. И хоть в конце герой как-то выживает, но ему от этого совсем безрадостно…
Считается, что «Врата рая» из-за раздутого сюжета, сложных съемок и кассового провала похоронили авторское кино. Про «Сердце Пармы» такое не скажешь.
Фильм безусловно впечатлил. Но впечатление это до крайности мрачное. Это экскурс в смутные времена, где жизнь человека ничего не стоила. И очень хочется, чтобы такие времена никогда больше не повторились.

Спасибо за внимание! Другие кинообзоры фэнтези, в том числе славянского, можно найти в отдельной рубрике.