Найти тему
Т-34

О подарке саратовских колхозников летчику-истребителю Василию Шишкину, который так и не получил ни одной пробоины или повреждения

«Все для фронта, все для победы!» — под этим девизом в годы Великой Отечественной войны работали заводы и колхозы. Помощь фронту означала в то время не только ударную работу у станков. Свои личные сбережения советские люди также отдавали в фонд обороны. На них строили танки, самолеты, орудия.

Так, например, колхоз «Сигнал революции» подарил Герою Советского Союза летчику майору В. И. Шишкину самолет, построенный на личные средства колхозников.

Вот как вспоминал об этом сам В. И. Шишкин:

«В октябре 1942 г. я получил телеграмму от генерал-лейтенанта т. Руденко принять подарок — самолет Як-1 от саратовских колхозников.

После приема на заводе самолета № 34101 (облегченного, с одной пушкой) я его опробовал в воздухе, принял его полностью, и мне было дано разрешение пилотировать над колхозом «Сигнал революции». Отпилотировав над селом, я бросил вымпел, после чего улетел на фронт.

С половины ноября 1942 г. я начал летать на этом самолете под Сталинградом, где за всю операцию произвел 55 боевых вылетов...

...12 ноября 1942 года патрулируя в районе Сталинграда на H-2500-3000 м. в составе самолетов под моим командованием на подарке, появились два истребителя противника, которые были сбиты мною на подарке и второй командиром АЭ капитаном Хлебниковым. И после этого патрулируя в течении 50 мин. не появлялось ни одного самолета противника.

Часто сопровождая ПЕ-2 на этом подарке или ИЛ-2 штурмовать аэродром Б. Россошка сам принимал активное участие в штурмовках до бреющего полета и одновременно защищал ИЛов от самолетов противника в воздухе. Не было ни одного случая, чтобы сопровождая на подарке наши штурмовики били атакованы истребителями противника.

Самолет за всю боевую работу не имел ни одной пулевой пробоины или повреждения от осколков снарядов. После выполнения задания я нередко производил несколько фигур высшего пилотажа над линией фронта, и после чего над своими войсками проходил бреющим полетом, показывая надпись подарка своим войскам. Вылетая на подарке на боевое задание летчики часто просились взять их с собой в полет...

...К окончанию Сталинградской операции на нем было сбито в воздушных боях 3 самолета противника, уничтожено штурмовкой на земле 5 самолетов противника. В штурмовках уничтожено: людей — 75, автомашин — 31, повозок — 45...

...В мае 1943 г. я на этом самолете был вместе с полком направлен на Орловско-Курскую дугу, где за короткий промежуток времени с 25 мая по 10 июля 1943 г. произвел 15 боевых вылетов, сбил 2 самолета лично и 5 в группе.

6 июля 1943 года под Орлом в в р-не Поныри я патрулируя с группой 12 ЯК-1 над линией фронта не низкой высоте — оторвались парой со своим ведомым от основной группы и напали на группу самолетов противника в количестве до 20 истребителей и 30 бомбардировщиков завязали с ними бой, мне запомнилось, как легко было драться на вертикали с ФВ-190, так как подарок был облегченным и я в том бою имел все время преимущество в высоте и в том бою мы с ведомым сбили 5 самолетов противника из которых я лично сбил 2 ФВ-190 и 3 в группе ведомым майором Петровым...

Как жаль было расставаться с подарком, но командир дивизии приказал сдать»

-2