Найти тему

Фонетический разбор. Как пользоваться буквенной лентой.

Оглавление

В начале этой статьи рассказываю одну из причин изучения фонетики детьми, для чего выполняют фонетический разбор в начальной школе.

Такая лента обязательно висит над доской в каждом классе начальной школы
Такая лента обязательно висит над доской в каждом классе начальной школы

А сейчас объясню как пользоваться ☝ буквенной лентой и как помочь ребенку выполнить ненавистный (большинством детей) фонетический разбор.

✅Все начинается с транскрипции

(звуковой записи слова):

-2

Что нужно понимать и помнить:

1. ✅Гласных звуков в русском языке - 6 ( [а], [о], [у], [э], [ы], [и] ), а букв 10 ("а", "о", "у", "э", "ы", "и", "я", "ё", "ю", "е").

В транскрипции пишем только ЗВУКИ:

это БУКВЫ
это БУКВЫ

2. ✅"ъ" и "ь" - это буквы. Звука НЕ обозначают:

-4

Пример звуковой записи слов (транскрипция слов):

-5

☝Транскрипция помогает наглядно увидеть разницу между звучанием и написанием слова.

В своей работе часто прибегаю к транскрипции для объяснения/повторения орфограмм.

+Транскрипция помогает объяснить тему "йотированные гласные":

Буквы верхнего ряда при чтении указывают на твердость согласного, буквы нижнего ряда - на мягкость.
Буквы верхнего ряда при чтении указывают на твердость согласного, буквы нижнего ряда - на мягкость.

Для чего нужно разбираться в йотированных гласных?

При обучении письму под диктовку в дошкольном возрасте учимся правильно обозначать буквами сочетания звуков [й`а], [й`о], [й`у], [й`э] на письме с помощью букв "я","ё","ю","е".

✔Чтобы "слышать" орфограммы:

✔разделительный мягкий знак

✔разделительный твёрдый знак

УМК "Школа России" 1-4 класс объяснение орфограммы "разделительный мягкий знак".
УМК "Школа России" 1-4 класс объяснение орфограммы "разделительный мягкий знак".

УМК "Школа России" 3 класс 1 часть
УМК "Школа России" 3 класс 1 часть

2. У гласных характеристики:

✔гласный

✔ударный/безударный

✅ У согласных характеристики:

твёрдость / мягкость

Непарные твёрдые согласные: [ж],[ш],[ц]. Непарные мягкие согласные: [й`], [ч`],[щ`]. Остальные согласные парные по твёрдости\мягкости.
Непарные твёрдые согласные: [ж],[ш],[ц]. Непарные мягкие согласные: [й`], [ч`],[щ`]. Остальные согласные парные по твёрдости\мягкости.

✔ звонкость / глухость

Непарные по звонкие: [н],[н`],[л],[л`],[р],[р`],[й`]; непарные глухие: [х],[х`],[ц],[ч`][щ`].
Непарные по звонкие: [н],[н`],[л],[л`],[р],[р`],[й`]; непарные глухие: [х],[х`],[ц],[ч`][щ`].

Как пользоваться лентой при звуко - буквенном разборе:

-11

При разборе необходимо помнить про парность.

👆При определении парности по звонкости/глухости смотрим, есть ли сверху/снизу парный звук у нужного согласного.

👆При определении парности по твердости/мягкости смотрим на цвет ячейки.

🔵Два цвета🟢 (синий и зелёный) - парный;

Один цвет - непарный.

Фонетический разбор встречается в программе не только начальной школы, но и продолжается в средней, поэтому чем раньше ученик разберётся с ним, тем лучше.

Надеюсь, что смогла помочь 💙

❓А Вы как считаете, нужен ли разбор в школах?

❓Справляется ли ваш ребенок с ним?

Пишите в комментариях ⬇️