В начале этой статьи рассказываю одну из причин изучения фонетики детьми, для чего выполняют фонетический разбор в начальной школе.
А сейчас объясню как пользоваться ☝ буквенной лентой и как помочь ребенку выполнить ненавистный (большинством детей) фонетический разбор.
✅Все начинается с транскрипции
(звуковой записи слова):
Что нужно понимать и помнить:
1. ✅Гласных звуков в русском языке - 6 ( [а], [о], [у], [э], [ы], [и] ), а букв 10 ("а", "о", "у", "э", "ы", "и", "я", "ё", "ю", "е").
В транскрипции пишем только ЗВУКИ:
2. ✅"ъ" и "ь" - это буквы. Звука НЕ обозначают:
Пример звуковой записи слов (транскрипция слов):
☝Транскрипция помогает наглядно увидеть разницу между звучанием и написанием слова.
В своей работе часто прибегаю к транскрипции для объяснения/повторения орфограмм.
+Транскрипция помогает объяснить тему "йотированные гласные":
Для чего нужно разбираться в йотированных гласных?
✔При обучении письму под диктовку в дошкольном возрасте учимся правильно обозначать буквами сочетания звуков [й`а], [й`о], [й`у], [й`э] на письме с помощью букв "я","ё","ю","е".
✔Чтобы "слышать" орфограммы:
✔разделительный мягкий знак
✔разделительный твёрдый знак
✅2. У гласных характеристики:
✔гласный
✔ударный/безударный
✅ У согласных характеристики:
✔ твёрдость / мягкость
✔ звонкость / глухость
Как пользоваться лентой при звуко - буквенном разборе:
При разборе необходимо помнить про парность.
👆При определении парности по звонкости/глухости смотрим, есть ли сверху/снизу парный звук у нужного согласного.
👆При определении парности по твердости/мягкости смотрим на цвет ячейки.
🔵Два цвета🟢 (синий и зелёный) - парный;
Один цвет - непарный.
Фонетический разбор встречается в программе не только начальной школы, но и продолжается в средней, поэтому чем раньше ученик разберётся с ним, тем лучше.
Надеюсь, что смогла помочь 💙
❓А Вы как считаете, нужен ли разбор в школах?
❓Справляется ли ваш ребенок с ним?
Пишите в комментариях ⬇️