Найти в Дзене

Вторая Мировая: день за днём. 19 февраля 1942 года. Двести сорок третий день Великой Отечественной войны.

Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики! Сегодня я кратко расскажу об основных событиях, произошедших 19 февраля 1942 года, в двести сорок третий день Великой Отечественной войны. О событиях, произошедших накануне, можно почитать, перейдя на мою статью Вторая Мировая: день за днём. 18 февраля 1942 года. Двести сорок второй день Великой Отечественной войны.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Продолжим!

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Младший сын И. В. Сталина военный лётчик Василий Иосифович в свои 20-ть лет получил звание полковника.

О его биографии я расскажу совсем скоро.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Высшие офицеры Генерального штаба РККА, командующие фронтами и армиями со временем пришли к выводу, что план И. В. Сталина по всеобщему наступлению на всех участках советско-германского фронта провален.

Проблема в том, что после удержания линии фронта в конце 1941-го года и остановка продвижения войск противника вглубь территории СССР была значительным успехом советских войск. Однако дальнейший переход Красной Армии в наступление по всей линии фронта в январе-феврале 1942-го года, согласно требованию И. В. Сталина был не подготовлен и имел ряд ключевых недостатков, а именно:

  • войска имели значительное количество солдат и офицеров, находящихся на передовой и могли вполне реально и успешно осуществить крупную наступательную операцию на одном из участков фронта. Очень был интересный вариант нанесения удара на южном направлении, с задачей отрезания главных сил ГА "Юг" и полного её уничтожения. Однако всеобщее наступление распылило силы РККА и нейтрализовало преимущество в людях против Вермахта. Концентрация основных сил и нанесение сильного удара на одном из направлений было И. В. Сталиным отвергнуто.
По моему мнение приоритетное направление нанесения главного удара. (Фото взято из открытых источников).
По моему мнение приоритетное направление нанесения главного удара. (Фото взято из открытых источников).

Также имелись серьёзные недостатки, такие как:

  • для всеобщего наступления большой некомплект в танках и особенно в артиллерии. Пехота, начинавшая атаки часто наступала без артподготовки в результате чего несла большие неоправданные потери.
  • приказ о всеобщем наступлении, данный И. В. Сталиным фактически сразу после завершения контрнаступления под Москвой не дал времени штабам фронтов и армий на тщательную проработку новых операций. В результате чего планы наступлений были часто хаотичными и естественно также увеличивали потери собственных войск.
  • войска были сильно утомлены и измотаны предыдущими боями, поэтому продолжение крупномасштабных боевых действий без паузы для отдыха было неправильным.
(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

На центральном участке фронта (хронология здесь), под Москвой убит полковник В. И. Полосухин.

Виктор Иванович родом из Кемеровской области. В марте 1941-го года возглавил 32-ю стрелковую дивизию, дислоцировавшуюся на тот момент на Дальнем Востоке. Осенью 1941-го в самый критический для СССР и РККА момент соединение переброшено на фронт, а именно под Москву, на самое тяжёлое направление под Можайском на легендарное Бородинское поле. В результате шестидневных боёв с наступавшим танковым корпусом Вермахта соединение героически выстояло, не дав прорваться вражеским подразделениям к Москве. Далее, отступив немного на Восток продолжило вести оборону. Ценой серьёзных потерь дивизия удержала свой участок фронта, а за особые мужество и героизм получила новое звание "29-й гвардейской стрелковой". В феврале 1942-го В. И. Полосухин погиб от пулемётного огня противника. На момент гибели он был кавалером Ордена Красного Знамени. 16 августа 2021-го года полковник Виктор Иванович Полосухин посмертно награждён званием Героя Российской Федерации. (Фото взято из открытых источников).
Виктор Иванович родом из Кемеровской области. В марте 1941-го года возглавил 32-ю стрелковую дивизию, дислоцировавшуюся на тот момент на Дальнем Востоке. Осенью 1941-го в самый критический для СССР и РККА момент соединение переброшено на фронт, а именно под Москву, на самое тяжёлое направление под Можайском на легендарное Бородинское поле. В результате шестидневных боёв с наступавшим танковым корпусом Вермахта соединение героически выстояло, не дав прорваться вражеским подразделениям к Москве. Далее, отступив немного на Восток продолжило вести оборону. Ценой серьёзных потерь дивизия удержала свой участок фронта, а за особые мужество и героизм получила новое звание "29-й гвардейской стрелковой". В феврале 1942-го В. И. Полосухин погиб от пулемётного огня противника. На момент гибели он был кавалером Ордена Красного Знамени. 16 августа 2021-го года полковник Виктор Иванович Полосухин посмертно награждён званием Героя Российской Федерации. (Фото взято из открытых источников).

Николай Иванов в роли полковника В. И. Полосухина в киноэпопее Н. Озерова "Битва за Москву", 1985 г.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

В глубоком советском тылу, в городе Омске был произведён первый полёт пикирующего бомбардировщика ТУ-2.

В последствии этот самолёт стал лучшим фронтовым бомбардировщиком Военно-воздушных сил РККА во время Великой Отечественной войны.

Изначально проект этого самолёта создавался в 1939-м году как морского бомбардировщика, способного точечно наносить удары по боевым кораблям противника на случай войны с Великобританией. В начале 1941-го года состоялся первый полёт ТУ-2. Однако в Великую Отечественную войну смысл в создании такого самолёта отпал. Поэтому было принято решение об изменении проекта и создании фронтового бомбардировщика. Тогда же началось его серийное производство. В феврале 1942-го состоялся первый полёт самолёта серии, собранного на военном заводе в Омске (ныне предприятие называется ПО "Полёт"), в ходе которого выяснилось, что необходимо в конструкцию внести изменения, а именно заменить моторы. Через месяц в войска начали поступать первые машины. До конца войны на фронт поступило примерно 750 таких самолётов. Неоднократно по результатам воздушных боёв в их конструкцию вносились изменения. В общей сложности производство ТУ-2 продолжалось до 1952-го года и составило 2540 штук. (Фото взято из открытых источников).
Изначально проект этого самолёта создавался в 1939-м году как морского бомбардировщика, способного точечно наносить удары по боевым кораблям противника на случай войны с Великобританией. В начале 1941-го года состоялся первый полёт ТУ-2. Однако в Великую Отечественную войну смысл в создании такого самолёта отпал. Поэтому было принято решение об изменении проекта и создании фронтового бомбардировщика. Тогда же началось его серийное производство. В феврале 1942-го состоялся первый полёт самолёта серии, собранного на военном заводе в Омске (ныне предприятие называется ПО "Полёт"), в ходе которого выяснилось, что необходимо в конструкцию внести изменения, а именно заменить моторы. Через месяц в войска начали поступать первые машины. До конца войны на фронт поступило примерно 750 таких самолётов. Неоднократно по результатам воздушных боёв в их конструкцию вносились изменения. В общей сложности производство ТУ-2 продолжалось до 1952-го года и составило 2540 штук. (Фото взято из открытых источников).

Создатель ТУ-2 советский авиаконструктор А. Н. Туполев.

Андрей Николаевич родом из дворянской семьи, жившей в Тверской области. В молодости с отличием закончил Московское техническое училище, ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, где увлёкся аэродинамикой. С 1916-го работает в центральном аэрогидродинамическом институте, где участвует в разработке первого в СССР самолёта из дюралюминия, взамен деревянно-стальной конструкции. Для получения нужных знаний и переговоров о закупке необходимого оборудования был в США, Германии и Франции. Получил лицензии на производство нескольких видов американских самолётов. В 1937-м арестован, обвинён в шпионаже в пользу Франции, во вредительстве, контрреволюционной деятельности и осужден на 15 лет. Однако в лагерь не убыл, а продолжил работу в в закрытом конструкторском бюро НКВД вместе с также осужденными конструкторами и инженерами. В июле 1941-го года освобождён досрочно и приступил к дальнейшей работе уже без ограничений. Во время войны разработал бомбардировщик ТУ-2, ставший лучшим в своём классе в ВВС СССР. После завершения боевых действий конструкторское бюро А. Н. Туполева разработало и превратило в жизнь проекты таких самолётов, как: реактивного бомбардировщика ТУ-16, первого реактивного гражданского пассажирского самолёта ТУ-104, межконтинентального пассажирского самолёта ТУ-114, первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта ТУ-144, а также самолёта ТУ-154, ставшего в 1980-х самым массовым в СССР и эксплуатировавшемся вплоть до 2020-го года. За свои изобретения был трижды награждён Золотой Звездой Героя Социалистического труда, а также шестнадцатью другими советскими и одним иностранным орденами. В общей сложности КБ А. Н. Туполева разработало более 70-ти проектов самолётов, запущенных в серийное производство. Имел звание генерала-полковника-инженера. Умер в 1972-м году. (Фото взято из открытых источников).
Андрей Николаевич родом из дворянской семьи, жившей в Тверской области. В молодости с отличием закончил Московское техническое училище, ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, где увлёкся аэродинамикой. С 1916-го работает в центральном аэрогидродинамическом институте, где участвует в разработке первого в СССР самолёта из дюралюминия, взамен деревянно-стальной конструкции. Для получения нужных знаний и переговоров о закупке необходимого оборудования был в США, Германии и Франции. Получил лицензии на производство нескольких видов американских самолётов. В 1937-м арестован, обвинён в шпионаже в пользу Франции, во вредительстве, контрреволюционной деятельности и осужден на 15 лет. Однако в лагерь не убыл, а продолжил работу в в закрытом конструкторском бюро НКВД вместе с также осужденными конструкторами и инженерами. В июле 1941-го года освобождён досрочно и приступил к дальнейшей работе уже без ограничений. Во время войны разработал бомбардировщик ТУ-2, ставший лучшим в своём классе в ВВС СССР. После завершения боевых действий конструкторское бюро А. Н. Туполева разработало и превратило в жизнь проекты таких самолётов, как: реактивного бомбардировщика ТУ-16, первого реактивного гражданского пассажирского самолёта ТУ-104, межконтинентального пассажирского самолёта ТУ-114, первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта ТУ-144, а также самолёта ТУ-154, ставшего в 1980-х самым массовым в СССР и эксплуатировавшемся вплоть до 2020-го года. За свои изобретения был трижды награждён Золотой Звездой Героя Социалистического труда, а также шестнадцатью другими советскими и одним иностранным орденами. В общей сложности КБ А. Н. Туполева разработало более 70-ти проектов самолётов, запущенных в серийное производство. Имел звание генерала-полковника-инженера. Умер в 1972-м году. (Фото взято из открытых источников).

Самолёты А. Н. Туполева. Галерею листайте вправо.

На данный момент самым массовым реактивным пассажирским самолётом в СССР и Российской Федерации является ТУ-154.

ТУ-154 проектировался в 1960-х годах, а его первая серийная машина была построена в 1970-м. Всего было изготовлено 998 самолётов различных модификаций, вмещавших на свой борт до 180 человек включительно. Развивая скорость более чем 900 км/ч, стал одним из самых быстрых в мире в своём сегменте. Строился в Самаре на заводе, сейчас называющемся "Авиакор". Последняя машина построена в 2013-м, а последний рейс ТУ-154 выполнен в 2020-м году. (Фото взято из открытых источников).
ТУ-154 проектировался в 1960-х годах, а его первая серийная машина была построена в 1970-м. Всего было изготовлено 998 самолётов различных модификаций, вмещавших на свой борт до 180 человек включительно. Развивая скорость более чем 900 км/ч, стал одним из самых быстрых в мире в своём сегменте. Строился в Самаре на заводе, сейчас называющемся "Авиакор". Последняя машина построена в 2013-м, а последний рейс ТУ-154 выполнен в 2020-м году. (Фото взято из открытых источников).

На Тихоокеанском театре военных действий (хронология здесь) японская авиация нанесла удар по австралийскому порту Дарвин.

Из-за захвата островов Индонезии японская авиация наземного базирования смогла "дотянуться" до северных районов Австралии. Помимо этого господство в море также способствовало нанесению воздушных атак и с авианосцев. Удар по Дарвину 19 февраля стал самым мощным авианалётом по территории Австралии за всю историю существования этого государства.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Удар был нанесён истребителями, бомбардировщиками и торпедоносцами, в общей сложности 242-мя самолётами.

Результатом атаки стало потопление десяти кораблей, уничтожение двадцати боевых самолётов и серьёзные разрушения инфраструктуры порта. Более того сам порт был на некоторое время полностью выведен из строя, из-за чего прекратилось снабжение гарнизона союзников на стратегически важном острове Ява, что создало предпосылки для его захвата японцами. Помимо этого стала очевидной возможность рассмотрения плана по высадке десанта на территорию Австралии и оккупации как минимум северной части этого государства Японией.

Первый налёт на Дарвин. Всего японцы за время Второй Мировой войны атаковали его 78 раз. (Фото взято из открытых источников).
Первый налёт на Дарвин. Всего японцы за время Второй Мировой войны атаковали его 78 раз. (Фото взято из открытых источников).

Опубликована очередная сводка Совинформбюро.

Утреннее сообщение:

В течение ночи на 19 февраля наши войска продолжали вести активные боевые действия против немецко-фашистских войск.

Пленный солдат 351 полка 183 пехотной дивизии Пауль Хабарт рассказал: «За 4-5 дней боев наш батальон был полностью разгромлен и потерял 80 процентов своего состава. Остатки батальона в беспорядке отступили. Офицеры пытались задержать бегущих солдат, но никто их не слушал. Когда мы отступали, я видел на дорогах большое количество замерзших немецких солдат. Последнее письмо из Данцига я получил 2 декабря. Жена писала, что почти всех мужчин в городе мобилизовали в армию. Продовольственное положение очень тяжелое. Чаще, чем когда бы то ни было, на улицах города попадаются похоронные процессии. Не только пожилые, но и молодые люди умирают от голода, простуды и болезней. За последний месяц только в доме, где живет жена, умерло 6 человек».

Вечернее сообщение:

В течение 19 февраля наши войска вели наступательные бои и заняли несколько населенных пунктов. На некоторых участках фронта противник переходил в контратаки, которые нашими войсками были отбиты с большими для немцев потерями.

За 18 февраля уничтожено 16 немецких самолетов. Наши потери - 8 самолетов.

За 19 февраля под Москвой сбито 3 немецких самолета.

Наши части захватили приказ командира второго батальона 222 немецкого пехотного полка Шефенберга. В этом приказе говорится: «За последнее время в батальоне угрожающе возросло число солдат, нарушивших устав внутренней службы и совершивших кражи у своих товарищей... Исходя из огромного значения дисциплины, особенно во время войны, я требую от господ командиров рот предотвратить повторение подобных случаев».

Известно, что немецкое командование всячески воспитывало у своих солдат воровские, мародерские навыки, развивало у них чувство личной заинтересованности в войне. Теперь, как видно из приведенного выше приказа, гитлеровцы пожинают плоды своей бандитской политики. Немецкие солдаты стали тащить и грабить все, что попадется под руку. Они обворовывают даже друг друга. Шефенберг, пытаясь обуздать своих в конец распоясавшихся бандитов, поставил перед командирами рот невыполнимую задачу. Никакие приказы не спасут гитлеровскую банду грабителей от полного разложения и гибели.

(Написаны основные тезисы сводки. Материал взят с сайта. Ссылка: https://0gnev.livejournal.com/8129798.html).

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

А у меня пока всё! Почитать следующую статью о 20-м февраля 1942-го года можно перейдя по ссылке: Вторая Мировая: день за днём. 20 февраля 1942 года. Двести сорок четвёртый день Великой Отечественной войны.

Очень жду от Вас оценки качества этой и предыдущих статей! Ну и конечно подписывайтесь, кому понравился мой проект. В будущем опубликую ещё очень много материалов про Вторую Мировую и Великую Отечественную войны.