В данном справочном издании приводятся статистические данные посещаемости советских полнометражных игровых фильмов, демонстрировавшихся в кинопрокате СССР с 1950 по 1990 год.
К сожалению, прокатные данные не по всем советским полнометражным игровым фильмам (а их было свыше семи тысяч) доступны (есть, к примеру, серьезные пробелы в прокатных данных 1920-х - 1960-х годов). Поэтому в данном справочном издании приводятся сведения о количестве зрителей, просмотревших советские игровые фильмы за 12 месяцев демонстрации с 1950 по 1990 год.
Долгое время данные кинопосещаемости многих советских фильмов были недоступны массовой аудитории и содержались в основном в брошюрах Госкино, выпускавшихся минимальными тиражами под грифом «Для служебного пользования» (полный список использованных источников приводится мной в разделе в конце составленного мною списка).
Я долгие годы собирал данные киностатистики, но только в 2022 году, благодаря помощи профессора Александра Кубышкина, профессора Сергея Корконосенко, киноведа Евгения Нефедова и Ангелины Рогальской, получил возможность доступа к данным киностатистики Госкино СССР 1960-х-1980-х, которые существенно повлияли на дополнения и изменения цифровых показателей, содержавшихся в моих книгах о советском кинематографе, опубликованных ранее.
Полученные данные позволили исправить ряд ошибок и опечаток, которые содержались в ряде публикаций прошлых лет у разных авторов (характерные примеры: были существенно завышены данные посещаемости фильмов «Учитель пения» и «Достояние республики», «Дачная поездка сержанта Цыбули» и др.).
Из нескольких тысяч полнометражных игровых фильмов, снятых в СССР с1950 по 1990 год в первую тысячу самых популярных фильмов смогли войти только те из них, кому удалось преодолеть барьер в 15 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинозалах. И это с учетом того, что многие статистические данные по советским фильмам 1950-х – 1960-х годов до сих пор остаются недоступными. Полагаю, что реальный «порог» входа в первую тысячу самых популярных фильмов при полных киностатистических данных был бы выше: быть может, 18-20 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Таким образом, мной приводятся самые полные (из доступных) статистические данные посещаемости советских полнометражных игровых фильмов, демонстрировавшихся в кинопрокате СССР с 1950 по 1990 год.
Всего в список советских игровых фильмов, собравших в советском кинопрокате 1950-1990 годов от нескольких сотен тысяч до 87,6 миллионов зрителей за первый год демонстрации в кинозалах, вошло свыше трех тысяч названий.
Эти новые данные вошли также в третье издание моей книги «Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей» (М.: ОД «Информация для всех», 2023. 1270 с. https://ifap.ru/library/book615.pdf), где читатели могут найти также данные о кинопосещаемости (увы, далекие от полноты) советских игровых фильмов 1920-х – 1940-х годов.
Данные статистики показывают, что динамика кинопосещаемости советских и зарубежных фильмов на душу населения СССР (указано число посещений кинозалов за год) выглядела так (Таб. 1): 15,1 (1957), 17,0 (1960), 17,9 (1963), 18,7 (1965), 19,0 (1966), 19,8 (1968), 19,4 (1970), 18,4 (1972), 17,5 (1976), 15,5 (1983), 13,5 (1987), 12,0 (1991).
При этом «средняя посещаемость одного игрового советского фильма за год проката в период наивысшей зрительской активности населения СССР составляла: 1962-й — 12,0 млн. зрителей, 1965-й — 13,2 млн., 1969-й — 15,8 млн., 1973-й — 11,7 млн.» (Жабский, 2012).
Рис. 1. Посещаемость кинотеатров, рынок «СССР–Россия» (1910–2012). Количество посещений на одного жителя в год (источник: Березин О.С. Большие циклы и конъюнктура рынка кинотеатрального показа. СПб.: Реноме, 2014. С. 47).
В самом деле, падение кинопосещаемости в СССР во второй половине 1980-х приняло «хроническую форму, а до нее можно было не доводить. Ведь у советского кино связь со зрителем была. Вот, скажем, лидеры проката 1980 года: «Пираты XX века» — 87,6 миллиона зрителей, «Москва слезам не верит» — 84,5 миллиона на каждую серию, «Экипаж» — 71,1 миллиона на каждую серию. И это без учета посещаемости в последующие годы. При средней цене билета 24 копейки и средней цене производства 450 тысяч рублей на серию доход от каждого из этих фильмов превышал затраты более чем в тридцать пять раз!!! Удельный вес зрелищных картин стал уменьшаться с 1986 года. Тогда меньше 5 миллионов зрителей собрали 55,6 процента картин, в 1987-м — уже 62,9 процента, в 1988-м — 75,9 процента, в 1989-м — 86,3 процента, в 1990-м по неполным данным — 95 процентов. Аутсайдеры проката превратились в агрессивное большинство» (Фуриков, 1998).
Данное справочное издание предназначено для исследователей в области кинематографа и медиа, кинокритиков, киноведов, журналистов, преподавателей высшей школы, студентов, аспирантов, а также для круга читателей, которые интересуются киностатистикой и киносоциологией.
Александр Федоров, киновед.
Полный текст этого справочника Статистические данные посещаемости советских фильмов: 1950-1990. М.: ОД «Информация для всех» здесь: https://ifap.ru/library/book655.pdf