Найти тему
Магия здесь и сейчас

Проводы

64

На следующий день мы собирались на прощание с бабушкой. Я вновь чувствовала себя не очень хорошо, но присутствие рядом мужа, придавало мне сил. Демид всю ночь крепко обнимал меня, его ровное дыхание и до боли знакомый запах, успокаивали меня.

Утром, с трудом собравшись, я последовала за родными. В который раз идя по знакомой дорожке к лесной поляне, но уже не на встречу, а на прощание. К моему удивлению, около бабушкиного дома собралось много людей. Селяне, которые я думала не любили её, пришли проводить ушедшую.

Женщины делали венки из цветов и укладывали их рядом с кострищем, расположенным посредине поляны. А потом отходили и вставали по кругу. Я видела в их глазах сожаление и печаль. Люди говорили между собой о том, сколько бабушка помогала им и сколь многих спасла своими отварами и мазями.

Также, среди присутствующих я заметила несколько мужчин из тех, кто приходили к нам с бабушкой в ту роковую ночь, когда погuб мой отец. Они были уже стары, а глазах читалось одно: «Только бы никто не вспомнил, что я желал ей зла и приходил вершить суд».

Я вздохнула. Столько солнц прошло с тех пор, а я всё помню: и ту ночь, и все ритуалы, что мы провели здесь, и посвящения, что я прошла под внимательным взглядом бабушки. Слёзы вновь заполнили мои глаза, почувствовав это, Демид крепче сжал мой локоть, зная, что я не люблю показывать свою слабость на людях.

Ведмурд тем временем обратился к Богам, прося открыть границы миров и обеспечить лёгкий путь души колдуньи в царство Мары, после чего запалил костёр. Языки пламени начали медленно подниматься вверх, окутывая тело бабушки со всех сторон. Все присутствующие стояли поодаль, а вокруг кострища был выкопан ров, чтобы огонь по земле не перешёл дальше.

Ветки прощального костра затрещали и я увидела в вершинах пляшущего пламени, женский силуэт. Он колыхался вместе с красно-жёлтыми языками, а потом растаял в дыме.

- Боги приняли её душу, - молвил Ведмурд, - так пусть царство Мары будет хорошим  пристанищем для Родославы, её встретят пращуры, и все те, кого она проводила в своей жизни.

Костёр ещё долго горел, а я стояла и смотрела на него. С каждым треском веток прощаясь и благодаря. После проведения тризны, селяне начали расходиться, и вскоре на поляне остались лишь мои близкие. Тогда я смогла позволить себе расслабиться, позволить себе стать слабой и больше не сдерживать слёз.

Матушка подошла ко мне и обняла. Её глаза тоже были мокры. Не так давно обретя свою мать, она уже провожала её.

- У бабушки в доме остались травяные сборы, берестяные дощечки с рецептами, утварь, которую она использовала для обрядов. Ты возьмёшь это к себе? - спросила она, чтобы как-то отвлечь меня

- Нет, - ответила я, - переносить ничего не будем. Я стану приходить сюда и заниматься тем, что делала она - составлять сборы и варить зелья для здравия и помощи людям. Бабушка учила меня, но я мало этим занималась, предпочитая лечить руками. А сейчас, чтобы её знания не пропали, буду развивать их. И Раде передавать. Она скоро покинет наш дом и должна всему обучиться.

Матушка кивнула, она знала про сватовство с княжичем, и радовалась за внучку. Сама же она не могла продолжить дело своей матери, поскольку была закрыта от дара, и даже находиться в доме колдуньи ей было тяжело. Как ещё во младенчестве, когда Валиду пришлось отдать свою дочь простым людям, потому что новорождённая не выдерживала колдовства, которым был пропитан их с женой дом. Поэтому дом бабушки переходил в ведение меня и Рады, которая отлично чувствовала себя в магическом пространстве. Но ближайшую Луну трогать там мы ничего не планировали. Это время бабушка оставалась полноправной хозяйкой в своей лесной избе.

_____________

Демид с Ведмурдом остались с нами ещё на несколько дней. Они посмотрели, как идут дела в селении, обсудили со старейшинами текущие вопросы, а также выслушали просьбу Боремира.

Он просил родных помочь ему с постройкой дома для себя и Вассы.

- Наш двор многолюден, а я давно предпочитаю уединение, - сказал он, - да и Вассе будет спокойнее, если мы не будем жить в общем доме. Её сын - наследник Бартана, а мы все помним, какая история связана с этим человеком. Отрок внешне очень похож на своего отца, и каждый раз будет напоминать всем о прошлом. Мы бы хотели жить в своём доме, как Белозар с Велиславой. Тем более мой пасынок скоро сам достигнет возраста свадебного огня и приведёт в дом жену. Жить им здесь, мне кажется, будет не правильно.

- Ты прав, сын, - ответил Ведмурд, - я тоже думал о том, что вам было бы хорошо в уединении. Многое испытали прошли ваши души, после такого хочется тишины и удалённости от людей. Где ты хочешь построить дом?

Демид удивлённо посмотрел на отца. Обычно, когда один из сыновей решал строить новый дом, то он делал это на границе с участком своих родных, расширяя таким образом границы семейного двора.

- Около ручья есть тихое место, - ответил Боремир, - там мы встретились с Вассой, и там моя душа, мечась между светом и тьмой, обрела покой, почувствовав родную душу.

- Хороший выбор, - согласился волхв, - только строить там тяжело, земля не ровная, с подземными водами.

- Знаю, поэтому и хотел посоветоваться с вами, как лучше строить, - сказал мужчина.

- Я пришлю тебе из города нескольких мастеров, - сказал Демид, - они помогали восстанавливать княжеский терем и возводили новые строения в городе, что были разрушены пожарами. Мне нравилось как они работают. Мастера помогут тебе правильно заложить основание дома и соберут сруб с крышей, как раз к свадебному месяцу успеете.

- Благодарю тебя брат,  - воодушевлённо ответил Боремир, - я даже не думал, что можно попросить кого-то, кроме родных, помочь мне.

- Я помогаю Доброславу восстанавливать Северные земли, а его люди помогут мне поддержать мою семью. Ведь если бы я был здесь, то мы бы вместе с тобой строили дом. Помнишь, как давным-давно под руководством отца возводили этот, - Ладо обернулся на большой дом, в котором мы жили.

- Помню, - кивнул Боремир.

Так незаметно прошло несколько дней. Мои лЮбые собрались в дорогу. А мне опять не здоровилось. Милослав зашёл попрощаться, потом его сменил Демид. Муж крепко обнял меня и обещал заезжать почаще. И обязательно прибыть на свадьбу брата. Ведмурд на прощание благословил меня и сказал, что будет просить Богов о моём здравии. Мужчины уехали. А я заметила, что Рада ходит слишком счастливая для текущих событий. Спросив у дочери, что могло её так обрадовать после ухода бабушки, она ответила:

- Матушка, я очень печалюсь о ней, но Милослав привёз мне весточку от Светозара, и я не могу не радоваться ей.

Дочь протянула мне маленькую подвеску, переливающуюся всеми цветами радуги, это был драгоценный камень в красивой огранке. Рада сказала, что её брат в городе много общается со Светозаром, ведь они выросли в одном дворе и были близки друг другу среди множества незнакомых людей, что теперь окружали их. И когда княжич узнал, что Милослав едет домой, то передал подарок для своей невесты.

- Я очень рада, что Светозар помнит о тебе, - улыбнулась я, - ты можешь радоваться его подарку, бабушка была бы счастлива за тебя.

Радамила прижала подвеску к груди и убежала в свою светёлку.

Продолжение