Найти в Дзене
AIRBORNE

Как командир спор проиграл…

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем. Эта история о том, как кичливость, геройство и стремление командира показать свое превосходство привели к авиационному происшествию и гибели невинных людей. Информация о рейсе 20 октября 1986 года Ту-134А, принадлежащий Грозненскому объединенному авиаотряду, выполнял рейс по маршруту Свердловск-Куйбышев-Грозный. Однако во время посадки в Куйбышеве самолет на большой скорости столкнулся с ВПП, разрушился и загорелся. Из находившихся на его борту 94 человек (87 пассажиров и 7 членов экипажа) выжили 24, все получили ранения. Самолет к моменту катастрофы налетал 16154 часа и совершил 9689 циклов «взлет-посадка». Экипаж В составе экипажа было 7 человек: 4 члена летного экипажа и 3 - кабинного. Развитие событий Еще в Свердловске во время предполетной подготовки КВС Клюев, пытаясь показать свое превосходство, поспорил со вторым пилотом Жирновым (бывшим командиром), что в Куйбышеве сможет посадить самолет «за шторкой*», то есть вс
Оглавление

Всем привет! Пристегните свои привязные ремни, мы начинаем.

Эта история о том, как кичливость, геройство и стремление командира показать свое превосходство привели к авиационному происшествию и гибели невинных людей.

Информация о рейсе

20 октября 1986 года Ту-134А, принадлежащий Грозненскому объединенному авиаотряду, выполнял рейс по маршруту Свердловск-Куйбышев-Грозный. Однако во время посадки в Куйбышеве самолет на большой скорости столкнулся с ВПП, разрушился и загорелся. Из находившихся на его борту 94 человек (87 пассажиров и 7 членов экипажа) выжили 24, все получили ранения.

Ту-134А
Ту-134А

Самолет к моменту катастрофы налетал 16154 часа и совершил 9689 циклов «взлет-посадка».

Экипаж

В составе экипажа было 7 человек: 4 члена летного экипажа и 3 - кабинного.

  • КВС: Клюев А. В.
  • Второй пилот: Жирнов Г. А.
  • Штурман: Мохонько И. А.
  • Бортмеханик: Хамзатов К. Х.
  • Бортпроводники: Рунг А. А., Ветрова Л. А. и Иващенко Е. Ю.

Развитие событий

Еще в Свердловске во время предполетной подготовки КВС Клюев, пытаясь показать свое превосходство, поспорил со вторым пилотом Жирновым (бывшим командиром), что в Куйбышеве сможет посадить самолет «за шторкой*», то есть вслепую.

Полет за шторкой - вид полёта, используемый для обучения пилотированию исключительно по показаниям приборов. Остекление кабины при этом закрывается плотной шторкой, не позволяющей смотреть на внекабинное пространство.
Плотная шторка отмечена красным
Плотная шторка отмечена красным

В 15:31 экипаж приступил к снижению для захода на посадку в аэропорту Курумоч в Куйбышеве, пилотирование осуществлял КВС. Экипаж сообщил диспетчеру о выбранной системе захода на посадку - курсо-глиссадная (наведение самолета на ВПП по высоте и курсу). Диспетчер проинформировал их, что КГС исключена из работы в связи с облетом, и дал указание о выполнении захода по приводам. Экипаж указание не выполнил и использовал курсо-глиссадную систему как основную. Заход на посадку производился с магнитным курсом 151° днём в простых метеоусловиях. На высоте круга КВС жестом показал бортмеханику, чтобы тот закрыл шторку с его стороны, что и было сделано. Весь дальнейший полет, вплоть до приземления, производился по приборам, без визуального контакта КВС с землей.

Кабина Ту-134
Кабина Ту-134

Снижение по глиссаде начато в расчетной точке с вертикальной скоростью, меньше требуемой (всего 1-2 м/с). На удалении 7,7 км от торца ВПП вертикальная скорость снижения увеличилась до 6 м/с (больше расчетной на 2,5 м/с). Скорость была завышена: 285-295 км/ч с вертикальной скоростью снижения 4 м/с вместо расчетных – 268 км/ч и 3,4 м/с.

На высоте принятия решения* экипаж не предпринял попытки ухода на второй круг и вразрез с инструкциям продолжил заход.

Высота принятия решения - установленная высота при заходе на посадку, на которой должен быть начат уход на второй круг в случае, если не установлен необходимый визуальный контакт с полосой или ее ориентирами для продолжения захода.

За 1 секунду до приземления КВС дал команду открыть шторку, и бортмеханик начал ее открывать, но было уже поздно. Второй пилот так же не принял мер по своевременному началу выравнивания самолета и выполнению безопасной посадки. За 0,8 сек до приземления экипаж запоздало взял штурвал на себя, однако это не привело к уменьшению вертикальной скорости снижения и выравниванию самолета. 

В 15:50 самолет грубо, без выравнивания, на скорости 280 км/ч, с вертикальной скоростью 5 м/с приземлился на ВПП на удалении 132 м от торца. Перегрузка при посадке составила 4,8 единицы при разрушающей - 3,75.

От сильного удара все три стойки шасси сложились, и тушка легла на брюхо. На удалении 36 м от места первого касания произошло касание законцовки разрушающегося левого полукрыла о бетон, в 78 м после торца выплеснувшийся из разрушенных баков керосин воспламенился.

Перевернутая и обгоревшая кабина Ту-134А в аэропорту Курумоч, 20 октября 1986 года
Перевернутая и обгоревшая кабина Ту-134А в аэропорту Курумоч, 20 октября 1986 года

В 214 м от торца полосы самолёт развернуло вправо, ещё через 60 м он сошёл с ВПП на грунт и, лишившись уже правой части крыла, опрокинулся на верхнюю часть фюзеляжа, после чего, проскользив ещё 254 м, корпус переломился на две части и на раскалённые турбины двигателей хлынул керосин. Начался пожар, площадь которого составила 150 кв. метров.

Обгоревшая пассажирская кабина вверх дном
Обгоревшая пассажирская кабина вверх дном

70 человек погибло. КВС, второй пилот, бортмеханик и штурман получили легкие травмы. Второй пилот, спасая пассажиров, отравился продуктами горения и скончался по дороге в больницу.

Выводы

Командир экипажа Клюев был приговорён судом к 15 годам лишения свободы. После пересмотра дела срок уменьшили до 6 лет, которые он полностью отсидел, выйдя на свободу в 1994 году.

Таким образом, абсолютно ненужное геройство, желание командира потешить свое самолюбие и грубое нарушение правил полетов привели к ужасной катастрофе и жертвам.

На тему такого вот «геройства» уже сказано немало, и происшествий, с этим связанных, тоже произошло уже приличное количество, но почему-то до некоторых людей до сих пор не доходит мысль, что в кабине самолета нет места геройству, по крайней мере в гражданской авиации.

А что Вы думаете по этому поводу? Делитесь своими мыслями в комментариях.

———————————————————————

До новых встреч и хорошего полёта!