Почти сразу после рождения ребенок начинает реагировать на разнообразные звуки и, в первую очередь, на голос матери. Согласно исследованиям слуха, маленькие дети предпочитают человеческий голос всем другим звукам и шумам вокруг.
Каждый раз, взяв малыша на руки, пеленая его, купая, укачивая, разговаривайте с ним мягко и ласково. Пойте ему песенки, проговаривайте веселые потешки. Теплые, мягкие, повторяющиеся тона вашего голоса успокаивают вашего ребенка.
Звуки окружающего мира
Поощряйте ребенка слушать разные звуки, когда он бодрствует. Используйте не только игрушки и музыкальные инструменты, но и предметы, окружающие малыша: шелест бумаги, бегущую воду, сигналы машин за окном, щебетание птиц, тиканье и звон часов и т. д.
Побуждение к действию
Когда ребенок овладевает предметными действиями, побуждайте его извлекать различные звуки из игрушек и предметов.
Поощряйте малыша подражать вам, когда он лепечет и произносит первые лепетные слова. Устраивайте «переклички» с малышом, когда вы разговариваете или стираете белье, и вас нет рядом с ним. Выбирайте для малыша игры, которые помогут ему развиваться.
Музыка и ее восприятие
Восприятие музыки ребенком не такое, как у взрослых. Они не следуют никаким предпочтениям. Ребенок пропускает мелодию через себя, чувствует настроение автора, переживает эмоциональное состояние. В зависимости от чувств, которые вызывает композиция или звук, дети выражают свое отношение. Например, некоторые дети негативно реагируют на некоторые композиции. Это не значит, что данные песни плохого качества. Чаще всего это происходит из-за того, что звук слишком насыщен эмоциями. Ребенку сложно полностью прочувствовать композицию, она переполняет его ощущениями, поэтому он протестует. Эти мелодии следует убрать на время и вернуть к ним, когда малыш подрастет.
Дошкольный возраст – это основа всей будущей жизни. Приобретенные в этот период знания об окружающем мире во многом определяют дальнейшее развитие. Внимание к деталям, особенностям, внутреннему миру малыша на этом этапе со стороны взрослых позволяет дать ему все необходимые навыки.
Познание мира начинается с восприятия, и умение сосредотачиваться на звуке, научиться отличать звуки от окружающего мира по акустическим характеристикам (темпу, высоте, громкости, длительности, ритму) является важным навыком для развития ребенка, так как овладение звуковыми свойствами способствует целостности восприятия, что играет важную роль в его познавательном развитии.