Мы знаем, что многие привычки — родом из детства. Но всё равно внушаем своим детям, что ходить пешком и ездить на велосипеде — опасное занятие.
На прошлой неделе московская госавтоинспекция призвала родителей объяснить своим детям, как правильно гулять во дворе. Речь не о том, чтобы дети не били плаcтмассовыми лопатками товарищей по песочнице. У нас, оказывается, во двора присходит куча ДТП, в том числе, с несовершеннолетними. С начала года на московских придомовых территориях пострадали 138 детей, а один ребенок погиб. Сами видите: присходит это главным образом по вине водителей. Но проявлять осторожность должны дети.
То есть мы сперва превращаем дворы в парковки, пускаем через них сквозной трафик, а потом требуем, чтобы дети ходили по струнке. Чтобы они, выходя из подъезда, сперва смотрели налево и направо и шли до горки строго по пешеходному переходу. Откуда вообще пешеходные переходы на придомовой территории? Можно еще помокрушаться, что дети ныные не те, целыми днями сидят, уткнувшись носом в экраны, не то что в нашем счастливом детстве с футболом и прыгалками. Но что еще им делать, если во дворе — без всяких шуток — их подстерегает смертельная опасность?
Ладно ГИБДД и люди, воспитанные на пабликах “Синих ведерок”, где проповедают, что бесплатное парковочное место под окном — незыблемое право человека. Странные идеи закладывают в голову даже детям в странах победившего велосипедизма.
Журналисты издания Curb обнаружили у датской компании Lego набор, в который входит машина скорой помощи, пара врачей, светофор и велосипедист. Можно, конечно, пофантазировать, что велосипедист — это добровольный помощник медиков или курьер, который везет им вкусную пиццу, но никаких других персонажей, нуждающихся в скорой медицинской помощи, в наборе нет, так что велосипедист — самый вероятный пострадавший. Ну а набор немецкой компании Playmobil вполне прямолинеен (заметьте, что шлем пластмассового человечка не спас).
У Lego вообще непростые отношения с велообщественностью. В их наборах есть велосипедисты и даже каргобайки, но вот велодорожек до недавнего времени не было. При этом автомобили занимают в пластмассовом городе все больше места — их ширина с годами увеличилась на две пупурыки, а вместе с ней и проезжая часть — разумеется, за счет тротуаров.
Марсель Стиман из Нидерландов несколько лет призывал Lego организовать в Лего-сити велодорожки. Компания поначалу отказывалась даже обсуждать этот вопрос под предлогом, что он “политический”, а они политикой не занимаются.
В каком-то смысле они правы — игры, в которые играют дети, могут определить их и наше будущее, так что это действительно вопрос политический. Если внушать подрастающему поколению, что поездка на велосипеде — кратчайший путь в карету скорой помощи, а поход до ближайшей песочницы опасен для жизни, то мы вырастим поколение, которое будет уверено, что из дома надо выходить только для того, чтобы поскорее сесть в машину. И это будет очень печальное будущее.