Сегодня музеи всё чаще используют медиа для создания новых проектов. При первой попытке понять это взаимодействие музея и медиа, мы не понимаем, осмыслен ли этот союз, или музей использует медиа просто для хайпа. Мы попробуем разобраться, какую роль играют медиа-интеграции в художественном пространстве музея, и насколько это взаимодействие выходит за рамки банального «требования времени».
Делай гифки или совет от британского музея
Первый проект-пионер масштабного взаимодействия музея и медиа-среды — история народных гифок и собрания Галереи Тейт в Лондоне. В 2014 году Галерея Тейт пыталась решить одну проблему — в залы британской живописи 1840-х годов никто не ходил. Благородные дамы, аллегории времен года и английские сады — скука. Тогда галерея находит элегантное решение. Объявляется конкурс на создание гифок по картинам этого периода. Конкурс был активно поддержан в интернете и работы победителей выставлялись в залах галереи рядом с картинами, что сильно увеличило поток в эти залы. Так медиа не просто привлекло внимание посетителей к определенному направлению в искусстве, а создало ещё одно «измерение» для создания и коммуникации с искусством.
Время в музее и время в нас
Использование медиа в российском пространстве особенно обострил коронавирус. Здесь можно вспомнить проект Пушкинского Музея «100 способов прожить минуту». В это время музеи были закрыты. Тогда Пушкинский создает проект, где художники всего мира записывают самые разные ролики, делясь опытом осмысления времени. Это сложный проект, в котором художники и кураторы рассказывают, как переживают различные метаморфозы вместе со временем. Например, американский художник и фотограф кубинского происхождения Энтони Гойколеа представляет зрителю немое кино, создающееся при вас. Это театрально-художественная история, участником и зрителем которого вы одновременно являетесь, осмысляя как свои карантинные впечатления, так и рефлексию художника. И благодаря медиа всё это как бы одномоментно происходит и у вас дома, и в Америке, и в пространстве Пушкинского музея. Здесь мы видим, как через медиа музей создает площадку диалога зрителя, художника, соавтора и самого музейного пространства.
Медиа-путешествие
Совсем свежий пример — это проект Севкабельпорта «Балабанов. Выставка-путешествие». Здесь вы не расстаетесь с медиа. Оно отделяет вас от остальных гостей выставки и приближает к истории главного персонажа. На протяжении всей выставки вы двигаетесь в наушниках и самостоятельно путешествуете в любом направлении пространства с удачными архитектурными решениями: от реального поезда, декораций кафкианского замка, горящих в огне якутских воспоминаний до железно-бытовой конструкции из реальных и метафорических воспоминаний. На каждой локации с вами говорит новый голос: дети, друзья, актеры, знавшие, жившие и работающие с Балабановым, а также самые простые люди — «зрители». Эти медиа-пространства, соединяя символистски насыщенные образы фильмов и честные голоса, говорящие о сложных эмоциях, историях из жизни и кино, погружают вас в нетривиальное повествование об искусстве.
И всё-таки хайп или смысл?
Проекты, о которых мы успели рассказать, показывают, что связь музея и медиа выходила далеко за пределы простого желания быть в тренде. Музей — пространство смысла. Видео, гифки, аудио активно включаются в музейные проекты не только для того, чтобы больше зумеров прибежало в залы галерей и сделало селфи, медиа-инструменты позволяют расширить границы восприятия, не «прикоснуться к прекрасному», а буквально его потрогать, создать, войти в него, вы говорите с художником, становитесь частью художественного объекта, сами создаете искусство, слышите голоса из прошлого и будущего, совершенствуя собственное понимание арт-современности.
Автор статьи — Артём Гозбенко