Я вот люблю писать про всякие случаи, в которых фигурируют мои сослуживцы.
И не всегда они выступают в выгодном свете - то они тормозят, то что-то путают, то во что-то не въезжают.
Чтобы соблюсти баланс, себя я тоже не щажу, и рассказываю о тех моментах, когда сам " бил по тормозам ".
А что поделаешь, если очень много таких историй, в которых кто-то притормозил. И я, в том числе.
***
Итак, начальниками караулов у нас ходили сержанты.
Все понимают, что при таком раскладе, в карауле не всë было по Уставу.
И, если в отношении молодых он, в основном, соблюдался, то старшие призывы могли делать себе какие - то поблажки.
Когда ночью смена во главе с начальником шла по периметру, и входила в зону ответственности очередного поста, главным было подать окрик : " Стой! Кто идёт? ".
Это правило распространялось на все призывы.
А дальше следовали вариации..
Начать с того, что при этом окрике смена не останавливалась , как положено бы, а продолжала идти. НК только ответит на окрик : " Начальник караула со сменой! ".
/ кое-кто из сержантов и просто мог ограничиться словом " Начальник. "/
В этом случае, если на вышке стоял старослужащий, на этом диалог часового со сменой прекращался. Часовой окриком обозначился, что не спит, и довольно.
дедушка старый, ему домой хочется, а орать...
Он за два года уже наорался этих окриков - устал! ))
А вот если на посту" малолетка ", он обязан соблюсти весь ритуал полностью.
Там, правда, при нормальном течении событий, всего-то два окрика остаются...
" Начальник ко мне! Остальные на месте! "
Никто и не думает останавливаться. Если в смене идут молодые, они ещё как - то сбиваются с шага. А если там "старики " , то никто и ухом на этот окрик не ведëт.
А далее : " Продолжай движение! ".
Ну, это уж совсем для проформы.
***
И совсем другая песня, если со сменой идëт проверяющий.
Тут, будь ты хоть убелëнный сединами древний ветеран конвойной службы, или " юный корнЭт " , только начинающий познавать азы этого неблагодарного дела, - всё нужно сделать так, чтобы комар носу не подточил.
Всё - по Уставу!
И делали.
*****
Я больше года проходил на службу часовым КПП.
В своих текстах я частенько употребляю определения и термины, не всегда понятные человеку, в наших Войсках не служившему.
Забывая, что читают не только ВВшники.
Хочу, во первых, принести за это извинения ,
а, во вторых, пояснить :
Наш караул охранял исправительно - трудовую колонию.
Присутствовал контрольно - пропускной пункт.
С точки зрения Устава Боевой Службы, КПП на охраняемом объекте - боевой пост.
Соответственно, там часовой.
Как положено - с оружием, с правами, с обязанностями.
Незадолго до очередного дембеля, часовых, из тех военнослужащих, что подлежали увольнению в запас, с блатных мест снимали, и отправляли на вышки.
Ротация.
Турнули на вышку и меня.
Я от неё, конечно, отвык. Однако, всё прекрасно помнил, как, что и когда кричать.
Не в плане похвальбы, но я, / да и все мы / уже будучи дембелем ,нëс службу нормально.
Но то поведение при сменах , описанное выше, было, конечно, присуще и мне.
Положенных окриков, кроме основного, я не подавал.
Не дедовское это дело!))
*
Если в караул приходил проверяющий, часовой - оператор оповещал об этом часовых на вышках специально оговоренным сигналом.
И в тот раз тоже оповестил.
При получении такого сигнала, часовые " подбирались " и удваивали внимание.
Я тоже и " подобрался " , и " удвоился ".
Проверяющий офицер был не наш. Это был очень высокий капитан / как позже выяснилось. / И он резко выделялся из-за своего роста на фоне начкара, и идущего мне на смену караульного. То есть, даже если бы не было условного сигнала от оператора, все равно можно было понять, что что-то не так. Явно чужой человек идëт со сменой.
Весь исполненный дембельского достоинства, я лениво, но громко , призвал идущих остановиться, и вопросил, кто же они, собственно, такие? Кого здесь по ночам носит?
Голос младшего сержанта Патрикевича, начкара, оповестил меня, что он не какой- нибудь хрен с горы, а начальник караула, собственной персоной. Да не один, а со сменой.
Далее, я приказал всем оставаться на месте, а Серëгу Патрикевича пригласил подойти поближе.
А дальше, я не знаю, что произошло.
То - ли я размечтался о тëплой караулке ; то - ли, залюбовался снегом, искрящем в свете прожекторов на верхушках ближайших сосен ; а то - ли просто погряз в мечтах о Дембеле.
Короче, на какие- то секунды, а то и целую минуту, меня вышибло из реальности!
Опомнился я только , когда начкар уже почти совсем подошëл к вышке.
Проверяльщик и несчастный молодой- караульный / моя смена во всех смыслах /продолжали топтаться у разгранзнака.
Сергей что-то шипел из - под вышки в мой адрес, но я не разобрал.
И только тогда я крикнул :
- Продолжай движение!.
***
Подписчики и постоянные читатели знают, что у меня плохое зрение.
Боясь, на заре своей службы, что я не смогу увидеть смену с вышки, и не буду вовремя подавать окрик, я выписал из дома очки.
Впоследствии выяснилось, что смену и без них прекрасно видно, и я их на вышке не нацеплял, / а на КПП они мне были и вовсе не нужны / ,но продолжал по инерции носить на службу в подсумке.
В результате разных неурядиц, очки ко времени описываемого случая лишились правого стëклышка, а левое было треснуто.
Пока вся компания поднималась ко мне на пост, я водрузил их на нос.
- Почему долго не подавали разрешительную команду ? - с напускной строгостью спросил начкар.
/ Я всё - же очки носить стеснялся, и вполне успешно скрывал их существование. Так что, Серëга ,впервые меня в них увидевший, слегка офигел. Это я по глазам его видел. /
- Вот, товарищ младший сержант, какая беда у меня приключилась. Тут совсем стекла нет. А левым глазом из-за трещины, не сразу смог вас узнать. Поэтому, подпустил поближе.
Я потом ещё раз вполне успешно отстрелялся на стрельбище в этих очках.
С левой руки, правда, и с треснутым стеклом.
И, вроде, получалось, что я - молодец.
Проявил бдительность. А не просто чуть не прощëлкал нужный момент подачи команды на движение.
Во всяком случае, у проверяющего претензий не было.
***
Но своим - то я, конечно, рассказал, в чëм было дело.
" Ничего удивительного, говорили мне, уснул на минуту. Так бывает. Выключило."
Может и так.
Но не хотелось бы, чтоб так " выключало ". А вдруг - за рулём?
Но больше со мной подобных" выключений " не происходило.
А что это тогда было - я до сих пор объяснить не могу.
Да и давно уже не стараюсь.
Забыл и забил.
*****
БЛАГОДАРЮ за ВНИМАНИЕ!
ВСЕМ ДОБРА и УДАЧИ!!