_____
Возраст: от двух-трех лет; можно начинать смотреть отрывки до года, а ставить музыку с рождения.
Время занятия: около 30 минут
_____
План занятия:
(1) Показывайте балет, комментируйте по ходу (19 минут)
(2) Сделайте поделку (от 10 минут)
_____
1. Смотрим балет
Скоро Новый год и Рождество, красивые, волшебные зимние праздники. Наряжаем елки, наряжаемся на праздник сами, зовем гостей, за окном все белое от снега, смех -- дети играют в снежки, лепят снежных баб, катаются с горок, -- дома звучит музыка, елка в огнях, много подарков.
Сегодня будем смотреть рождественскую, новогоднюю сказку.
Ставьте отрывки балета по тайм-кодам, поясняйте происходящее. Не пропускайте аплодисменты зала, хлопайте вместе с детьми.
Тайм-коды приведены к видео балета из вк (там просмотр бесплатный, а в Окко по платной подписке); если будете смотреть в Окко (там качество идеальное), проверяйте тайм-коды, они могут не соответствовать.
(1) С 4:47 до 7:30
Сочельник, вечер перед Рождеством. Снег на улицах, люди едут на санках, собираются на праздник. Дети играют в снежки. Бежит веселый дядя на праздник, несет подарки детям от их крестного, волшебника Дроссельмейра. Этот веселый дядя — его помощник.
В доме шумно, красиво, весело, праздник вот-вот начнется. Много детей. Все нарядные. Приходят гости. Дарят детям подарки. Пришел веселый дядя, помощник крестного-волшебника, принес ангела, чтобы украсить макушку елки. Мама показывает всем ангела, им украшают елку.
(2) С 7:59 до 11:46
На елку водрузили ангела, дети ждут, когда на елке зажгут огни. Это брат и сестра, Фриц и Клара. Зажгли свечи на елке, и ангел ожил, здоровается с Кларой, она очень обрадовалась. Побежала к дедушке, рассказать ему, но что такое? Все замерли, никто ничего не видит, одна Клара видит волшебство. Она растерялась, почему все застыли? Почему не шевелятся? Не разговаривают? Но волшебство кончилось — ангел вновь лишь игрушка, макушка на елке, а люди все ожили, но никто ничего не видел чудесного. Клара рассказывает об ожившем ангеле маме, но мама гладит ее по голове и говорит, что ей все просто показалось. Детям дарят подарки, они их распаковывают. Вот мама говорит: дети, идите танцевать!
(3) С 14:39 до 21:34
Выпрыгивает на середину веселый дядя, помощник крестного детей, волшебника Дроссельмейра. А ну-ка все разойдитесь, сейчас будут волшебные подарки.
А вот и крестный, волшебник Дроссельмейр, спускается по воздуху, здоровается со всеми. Показывает чудеса — вот ожила сова на часах и кивает волшебнику, вот откуда-то появилась зажженая свечка, мальчик взлетел в воздух, вот шарик парит в воздухе, вот откуда-то появились платочки, и вот они улетели. А вот платочек дедушки превратился в волшебную палочку, а потом в тросточку для дедушки. Все удивляются.
Но сейчас будет что-то совсем невероятное. Выносят большие коробки, а что же в коробках? Угадайте, дети! Дети не знают. Тссс! В коробках куклы! Живые! Куклы танцуют, детям чуточку страшно, но очень интересно, они изумлены.
А вот еще две коробки, что же в них? Пусто... Коробки закрывают, волшебник взмахивает руками, открывает коробки еще раз. Еще куклы!
(4) С 21:34 до 25:08
Дети подходят к куклам, трогают их. Кукол уносят.
Волшебник дарит детям замок с золотыми башнями, внутри передвигаются красивые куколки.
Дарит Кларе Щелкунчика. Щелкунчик — такая специальная кукла, которая раскалывает грецкие орехи. На самом деле Щелкунчик — заколдованный племянник волшебника Дроссельмейра, и чтобы расколдовать его, нужна любовь и храбрость.
Клара ничего не знает об этом, она думает, что это просто кукла, но очень рада подарку, Щелкунчик ей очень нравится. Она танцует с ним, а Фриц пытается его отнять. Клара немного дразнит Фрица, но это кончается плохо — Фриц выхватывает у нее Щелкунчика и ломает его. Клара плачет.
Волшебник чинит Щелкунчика, заворачивает его, бедного, в платочек и отдает Кларе.
2. Поделка
Примеров не привожу, выбирайте любую по уровню ребенка на новогоднюю/рождественскую тематику.
Для паззла -- это просто для вас, полезно для ребенка, плюс позволяет довольно долго держать его внимание на работе художника, а не чем-то примитивном и уродливом, вглядываться в детали, -- можно использовать картинки из галереи ниже или хорошие рождественские открытки.
Разрезайте картинку на несколько частей, ориентируясь на уровень ребенка, и показывайте образец, чтоб он сообразил, как собирать кусочки. Получившееся приклейте на основу.