Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Ужас и блеск железных дорог Черногории: от советских Эр-31 до испанских поездов

Оглавление

Первый шок я испытал, когда пришел на вокзал Подгорицы. Я даже не поверил, что это главный вокзал столицы Черногории. Но оказалось, что вокзал – это еще не все. Через несколько минут подъехала электричка. Это был разрисованный граффити электропоезд Эр-31 производства 1980-х годов. Вот где настоящее ретро!

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520.today.

Железные дороги в Черногории производят максимально противоречивое впечатление. С одной стороны, они восхищают своими видами, которые открываются из окон. С другой стороны, расстраивают нищетой станций и подвижного состава и полным несоблюдением расписания движения поездов.

Как устроены железные дороги в Черногории

В Черногории всего две железнодорожные линии.

Одна идет с побережья от города Бар через столицу – Подгорицу – к сербской границе и далее в Сербию. Вторая линия – ответвление от Подгорицы на Никшич – второй по численности город Черногории.

Карта железных дорог Черногории. Источник: Wikimedia / Arbalete
Карта железных дорог Черногории. Источник: Wikimedia / Arbalete

Перевозчик в Черногории называется ŽPCG, что расшифровывается как Željeznički prevoz Crne Gore или Железнодорожный перевозчик Черногории.

-3

В Черногории есть один международный поезд дальнего следования. Он идет по маршруту Бар – Подгорица – Белград – Земун (Земун – это пригород Белграда). Это ночной поезд с сидячими, купейными вагонами и СВ, а также вагоном автомобилевозом. Летом по этому же маршруту ходит еще и дневной поезд из сидячих вагонов.

Все остальное – пригородные поезда. Как я уже написал выше, поезда почти не приходят по расписанию, но сильно (на несколько часов) опоздать может только международный поезд. Обычные пригородные поезда, как правило, едут все же с небольшим опозданием (от 15 минут до часа).

Сами станции выглядят довольно убого. Это, например, вокзал Подгорицы.

-4
-5

Здесь есть памятник узкоколейному паровозу.

-6

А это – платформа Аэродром. Она находится в 500 метрах от аэропорта Подгорица – главного в стране.

Остановочный пункт Аэродром в Черногории. Фото: wikimapia / makliemur
Остановочный пункт Аэродром в Черногории. Фото: wikimapia / makliemur

Эр-31

Электрички Эр-31 производились на Рижском вагоностроительном заводе в 1980-е годы и поставлялись в Югославию. Сейчас они активно эксплуатируются в Сербии и Черногории.

Электропоезда Эр-31 курсируют по маршруту Бар – Подгорица.

Электропоезд ЭР-31 сообщением Бар – Подгорица на станции Подгорица в Черногории
Электропоезд ЭР-31 сообщением Бар – Подгорица на станции Подгорица в Черногории

Главное отличие таких электричек от привычных российских электропоездов – наличие среднего тамбура, через который и производится посадка и высадка пассажиров.

Электропоезд Эр-31 в Белграде. Фото 2021 года
Электропоезд Эр-31 в Белграде. Фото 2021 года

Средний тамбур разбивает вагон на два небольших салона. Сиденья здесь – комфортабельные, с высокими спинками, как в междугородних автобусах.

Салон электропоезда Эр-31 в Черногории
Салон электропоезда Эр-31 в Черногории

Благодаря таким сиденьям внутри ехать максимально комфортно – лучше, чем в новых «Ласточках» или «Иволгах» в России (правда влезает меньше пассажиров).

CAF

В 2011 году Черногория закупила три электрички Civity испанского производителя CAF.

-11

«Эти поезда состоят из трех вагонов и вмещают 165 человек. Они обслуживают северо-западную линию, которая проходит от Подгорицы до Никшича, и была восстановлена для высоких скоростей и электрифицирована на 25 кВ», – говорится на сайте производителя.

-12

Поезда Civity – низкопольные, в вагонах есть туалеты.

-13

Я не ездил на таком поезде, но зашел в него и сделал несколько фотографий, пока шла посадка на вокзале в Подгорице. Изнутри – приятная европейская электрички. Снаружи граффитисты, увы, не пощадили и этот поезд. Все непотребно расписано граффити.

Два электропоезда Civity на станции Подгорица
Два электропоезда Civity на станции Подгорица

«Как “Невский экспресс”»

Самый длинный и самый живописный черногорский маршрут – это поезд из Бара в Биело Поле через Подгорицу. Это поезд пересекает почти всю страну от побережья на юге до сербской границы на севере и проходит по одной из самых живописных железных дорог Европы.

Электровоз 461 с составом поезда Биело Поле – Бар
Электровоз 461 с составом поезда Биело Поле – Бар

В качестве подвижного состава здесь используются локомотивы с сидячими вагонами, которые часто называют «европейской сидячкой» из-за того, что в Европе очень часто можно встретить в вагонах подобную компоновку мест – купе с шестью сидячими креслами напротив друг друга. В России аналогичные вагоны можно найти в составе поезда «Невский экспресс», а также скорого поезда №119/120 Москва – Саранск.

-16

Часть вагонов, судя по их внутреннему состоянию, не видела ремонта примерно никогда. В таких вагонах открываются окна и можно проветривать, что актуально, учитывая, что в Черногории не заморачиваются и курят прямо в вагонах, не выходя даже в тамбуры. Есть вагоны с кондиционерами и более современной «начинкой». Там по российской традиции окна не открываются.

-17

Если честно не знаю, где и когда произвели эти вагоны, но в югославском фильме «Красота порока» 1986 года, где периодически показывают железнодорожные станции Черногории, эти вагоны уже фигурируют.

Железные дороги Черногории. Фрагмент фильма «Красота порока», 1986
Железные дороги Черногории. Фрагмент фильма «Красота порока», 1986
Железные дороги Черногории. Фрагмент фильма «Красота порока», 1986 года
Железные дороги Черногории. Фрагмент фильма «Красота порока», 1986 года

Билеты

При покупке билета в кассе здесь выдают настоящий бланк по форме с указанием номера поезда и времени отправления, но без указания мест.

Бланк билета в Черногории
Бланк билета в Черногории

При покупке билета в вагоне выдают квитанцию, заполненную от руки.

Квитанция об оплате за проезд в пригородном поезде в Черногории
Квитанция об оплате за проезд в пригородном поезде в Черногории