145,7K подписчиков

Через годы

104K прочитали
Источник Яндекс Картинки
Источник Яндекс Картинки

1945 год. Ленинград

- Ну что, Потап Иванович, нашел свою дочь?- глава штаба сочувственно посмотрел на него.

-Нет, - обреченно ответил Потап, сжимая в руках плюшевого медвежонка. - Это все, что осталось в той пустой разгромленной квартире. Сосед, который пережил блокаду, сказал, что мою жену Дуняшу схоронили во дворе, я нашел ее могилу, а вот дочери будто след простыл, говорят, она на второй волне эвакуации потерялась.

-Тогда не переживай, она найдется, вероятно кто-то из добрых людей вывез. Других своих соседей поспрашивай, найди тех, кто уехал, а я тебе помогу, пошлю запросы. Товарищ Архипов, ты подумал над моим предложением? Я по поводу дальнейшей службы.

- Сперва мне нужно найти свою дочь...

Но тянулись дни, недели, месяцы, а все запросы были бесполезны. Он ездил на новые адреса своих бывших соседей, иной раз преодолевая тысячи километров, но никто не знал где его дочь Леночка. Он, взрослый мужик, имея медали и ордена за годы бoрьбы с врaгом, повидавший многое, плакал как ребенок, каждый раз идя по следу и вытягивая пустышку.

Спустя два года Потап понял, что дочь свою он не найдет, нет больше никаких следов. Друзья и сослуживцы говорили, что вероятнее всего, ее и в живых нет. Один ребенок, в разрушенном городе, охваченном голодом и холодом...

1965 год

- Папа, я поступила!- Семнадцатилетняя Дуняша, размахивала руками, как всегда делала при всплеске эмоций.

-Тише, тише! Я поздравляю тебя, это нужно отметить. Дождемся маму..

- Она опять задерживается? - спросила Евдокия.

-Задерживается. Наверное, много работы.

Евдокий вздохнула, но потом озорно улыбнулась отцу и понеслась на кухню.

-Тогда давай приготовим что-нибудь вкусненькое к ее приходу.

Потап поплелся следом за дочерью и, повязав фартук, встал у плиты. Его супруга Оксана и правда задерживалась на работе, что уже не в первый раз. Иногда у него появлялось чувство, будто он что-то важное упускает, будто жена от него отдаляется. Жена... Как долго он привыкал к этому слову женившись во второй раз. В 1947 году, устав от бесплодных поисков дочери, он решил начать жизнь заново. К тому времени он работал в органах, в исправительно-трудовом учреждении, секретарем у него была юная Оксана девятнадцати лет, которая таскала ему обеды, крутилась рядом и с замиранием сердца смотрела ему в глаза, будто надеясь что-то в них прочитать. Все вокруг видели, что девушка в него влюблена. Но сам он этого не замечал, пока однажды Оксана, разревевшись, не призналась ему в своих чувствах. Тогда он решил, что это его шанс оставить прошлое и начать строить новое будущее, вновь почувствовать семейный уют и обрести радость отцовства.

Они расписались без всяких торжеств, ведь в душе он все еще носил траур по своей первой жене и дочери, которую так и не смог найти. Когда через год родилась дочь, он назвал ее Евдокией в честь первой супруги, Оксана и не возражала, хотя хотела назвать дочь Светланой, как дочку товарища Сталина.

Держа на руках новорожденную, Потап расплакался, вспомнив как в 1940 году, 8 лет назад он вот так же держал на руках Леночку, дочку от любимой и обожаемой супруги.

Евдокия росла подвижным, развитым и умным ребенком. Уже в 10 лет она решила, что станет преподавателем, и теперь окончив школу, она поступила в педагогический институт. Потап к тому времени работал начальником колонии для осужденных, а его жена Оксана, выучившись на швею, теперь работала в ателье. Оказалось, что у нее золотые руки и хороший вкус. Но в последнее время то ли у нее работы много стало, то ли...

Нет, Потап нахмурился, едва ему в голову пришла неожиданная мысль.. Нет, Оксана не могла найти себе другого мужчину. Она порядочная женщина, к тому же любит его..

-Я дома! - Оксана вошла в квартиру и поставила авоську с бутылкой кефира на стол, поцеловала мужа и дочь и с удивлением уставилась на них. - А что вы делаете?

-Мы, мамочка, готовим праздничный ужин.

-Поступила?

-Ага! А ты сомневалась? - Евдокия расплылась в озорной улыбке.

-Нисколько. Ты же у меня умничка!

-Зачем ты кефир купила? У нас в холодильнике уже есть две бутылки. - Проворчал Потап, убирая кисломолочный продукт в холодильник.

-Вообще-то я хотела устроить себе разгрузочный вечер, а потом и день, но так как на сегодня у нас праздничный стол запланирован, то завтра точно весь день буду на кефире.

-Чего ты выдумываешь? Ты и так красива и стройна, к чему тебе сидеть на кефире? - Потап подошел и сжал талию жены двумя руками.

- А я хочу быть еще стройнее. - Она чмокнула его в щеку, увернулась и пошла в ванную мыть руки.

Посуда была вымыта, остатки еды убрали в холодильник, счастливая Евдокия отправилась к себе в комнату, а Потап, выйдя из ванной, сел на крешек кровати и погладил жену по спине.

-Потапушка, давай спать. Я сегодня так жутко устала, еле вечер высидела.

-Ну спать так спать.. - Вздохнул он и выключил свет.

Прошло три месяца, Евдокия училась и казалось, схватывала все на лету. Преподаватели ее хвалили, хотя она только стала первокурсницей, но на основании ее оценок в школе и стремления к получении профессии, ей прочили красный диплом, если она продолжит в том же духе. В то же время Евдокия влюбилась в третьекурсника Антона.

-Когда ты нас уже познакомишь, дочь? - Оксана допытывала девушку.

-Скоро. Скоро я вас познакомлю.

-Кто он такой, этот твой Антон. Кто его родители?

-Его родители из рабочих, отец был токарем, и мать у станка стояла.

-Почему ты говоришь в прошедшем времени, они что, на пенсии уже? Сколько же им лет?

-Они умерли.. - тихо произнесла Евдокия. - Когда он был в восьмом классе. У него есть сестра и ее муж. Сестра его Алена работает в больнице, она врач-кардиолог. А ее муж заведующий терапии.

Оксана вздрогнула и поморщилась.

-Что такое, мама?- девушка удивилась ее реакции.

-Ничего.. Мой папа тоже был врачом, с фронта так и не пришел. А в какой больнице работают они?

-Не знаю точно, не спросила. Вроде в третьей городской, но это не точно.

Оксана выдохнула и улыбнулась дочери.

-Приводи своего кавалера, знакомиться будем.

Через три дня Антон пришел знакомиться с родителями Евдокии. Потапу он очень понравился, и Оксане тоже, пока она не спросила о его родственниках.

-Так где, вы говорите, ваши сестра и зять работают?

- В первой городской...

-А Евдокия говорила, что вроде в третьей..

-Мама, я же говорила, что не точно, я перепутала, значит.

Оксана вдруг как-то побледнела и весь вечер ерзала, сидя на стуле. Едва Антон ушел, она зашла в комнату к дочери и, сев на кровать, тихо произнесла:

-Вам нужно расстаться. Он совершенно тебе не подходит.

-Мама.. - Евдокия вскочила с кровати посмотрела на нее во все глаза. - Ты притомилась? Ты что такое говоришь? Чем это, интересно, он мне не подходит.

-Мне кажется, он корысти ради с тобой. Ну отец твой начальник колонии, достаток в доме есть. А они что?

-А они уважаемые врачи и поверь, тоже не бедствуют, не сидят на кефире и сухарях. Хотя кому как не тебе знать, что иногда сухари и кефир не признак бедности, ты же только этим теперь питаешься!

-Давай отвлечемся от моей персоны и поговорим о тебе. Мальчик сирота, будущий преподаватель.. Ты хочешь выйти замуж за будущего учителя? Дочь, опомнись. Вот взять, к примеру, Вадика. Сын начальника промторга. Чем не кандидатура? Да ты как сыр в масле кататься будешь!

-Мама, а кроме денег тебя что-то интересует? А о том, что я люблю его, ты не подумала? Ты вышла замуж за отца когда он был лейтенантом, а ты обычным секретарем. Сейчас отец большим человеком стал, но ведь когда-то и он был беден, особенно в те годы после вoйны... Откуда такой снобизм?

- Я счастья тебе желаю.

-Вот и сделай милость, не лишай меня его. Летом, когда мне исполнится восемнадцать, мы с ним поженимся.

Оксана похлопала дочь по руке и вышла. В конце концов, это еще несколько месяцев, за это время многое изменится.

Под Новый год Евдокия и Антон решили познакомить родителей с сестрой парня и ее мужем. Было решено сделать это когда Потап вернется из столицы, а пока оставалось несколько дней, Оксана вовсю старалась избежать этого знакомства.

За два дня до приезда отца Евдокия делала дома генеральную уборку, потому что Потап очень любил чистоту. В уме она прикидывала чтобы приготовить вкусного, и сможет ли она повторить рецепты из поваренной книги, ведь мать наотрез отказалась принимать участие в приготовлении застолья, она вообще заявила, что на работе останется, так как все это ей не нравится. Евдокия надеялась что отец с ней поговорит. Отца она слушалась..А когда мать познакомиться с Аленой, то поймет какой она прекрасный человек. Евдокия улыбнулась, вспомнив сестру своего жениха. Мысли ее прервал звонок в дверь. Он был требовательным и настойчивым.

-Мама, открой, пожалуйста, у меня руки в порошке.

Евдокия услышала шаги матери и принялась дальше наводить уборку в ванной.

Она не могла разобрать голосов, но определенно пришла какая-то женщина. Ополоснув руки водой, Евдокия вышла в прихожую, а потом раскрыла рот от удивления.

- Алена? Как ты здесь?

-Евдокия? Вот уж не ожидала тебя здесь увидеть. Ты что, дочь Оксаны?

-Алена, а ты к моей маме, наверное, пришла? Платье сшить?

-К твоей маме, но не за платьем. Я не знал, что эта особа твоя мать...

- Не понимаю.. -Евдокия нахмурила брови. - Вы разве знакомы?:

-Дуняша, иди к себе в комнату, мы сами поговорим.- строго велела ей мать.

-Нет уж, пусть останется. Ты не удивилась, когда поняла, что твоя дочь нас знает? Наверняка Антон при знакомстве говорил, кто его родственники и где работают ?

-Может вы объясните, что происходит? - Евдокия нахмурила брови.

-Не нужно. Дочь, иди к себе. Алена, тебя ведь так зовут? Давай поговорим в другом месте.

- Отчего же? Не любишь когда твои тайны наружу выходят? А я не люблю когда меня за нос водят. Евдокия, - Алена повернулась к девушке. - Я не знала, что она твоя мать, я пришла к женщине, которая уводит моего мужа. Женщине, которая без всякого стыда спит с чужим мужиком, в то время когда свой имеется.

-Мама, что она говорит? - Дуня повернулась к матери. - Это правда?

Оксана посмотрела на дочь насмешливо.

-Нет, конечно. Кому ты веришь? Скорее всего эта особа тоже не желает чтобы вы с Антоном были вместе.

- Мама, но это же нелепо. Зачем ей врать? Алена порядочный человек... Стой, я поняла! - она подняла руку вверх. - Так вот почему ты стала против наших отношений, едва узнала кем и где работают его родственники. Вот почему ты опаздываешь с работы, вот почему ты изнуряешь себя диетами. Но постой, Алена.. Твой муж.. Ведь он моложе моей мамы?

- А чему ты удивляешься? Твоя мама молода, и как мы можем заметить, еще вполне красива. Сколько тебе лет? - обратилась она к Оксане.

-37...- будто сквозь подушку, глухим голосом ответила она.

-А моему мужу 33. Не велика разница.. Вот только одного не пойму, чем ты его взяла? Мне 25 лет, я моложе тебя более чем на десяток годков... Сколько ты с моим мужем? Полгода? Я поначалу думала, что мне показалось.. Но потом.. Стыдно признаться, я проследила за ним и узнала что мой муж слишком уж много уделяет внимания портнихе из ателье. Скажи, а какого тебе было платья мне шить, которые муж мне приносил? Только сейчас я поняла, что он притаскивал их мне не в знак любви и внимания, а будто извинялся...Но учти одно - я не отдам тебе своего мужа, поняла? Сейчас о твоих шашнях узнала дочь. Вполне возможно, скоро узнает и муж. А нет, так я сама ему обо всем расскажу, если еще раз увижу вместе.

-Ты не понимаешь, Алена.. Сергей говорил мне, что у него с женой ничего нет, что ваш брак трещит по швам.

Тут Алена распахнула шубу и с вызовом посмотрела на Оксану.

-Что это? - Оксана отшатнулась.

-Это пятый месяц беременности. Как видишь, его хватало на двоих. Только ради ребенка я не стану с ним разводиться. И тебе его, змея, не отдам.

Алена вышла из квартиры, громко хлопнув дверью.

-Ну вот и познакомились. - Евдокия опустилась вниз по стене. - Мама, как ты могла? А как же отец?

Оксана ничего не сказала, она ушла в спальню и закрыла за собой дверь.

Два дня Евдокия мучилась, не зная что делать. Отца она любила очень сильно и не могла причинить ему боль этой правдой. А с другой стороны ей было горько от того, что мать его обманывает. Оксана не отвечала на вопросы дочери, старалась ее избегать, а когда Потап вернулся, делала вид, будто ничего и не было, но нет-нет, посмотрит на дочь со страхом..

-Дочка, а у тебя с Антоном все в порядке? Вроде собирались познакомиться с его семьей?

-Мы решили пока не торопиться. Папа, скоро Новый год, работы много и у мамы и у тебя. Да и у меня учеба... Позже. А с Антоном у нас все нормально.

Она не врала, с Антоном у них и правда все было нормально, несмотря на то, что он тоже узнал правду. Они оба решили предоставить взрослым самим разбираться в своих проблемах. Тем более, что Сергей, муж Алены, действительно разорвал все отношения с Оксаной. Но Евдокия видела, что мать ее мучается и изводит себя, что она страдает. Но девушке ее было не жалко - сама виновата.

Продолжение