Расскажите о себе
Меня зовут Эльвира, я занимаюсь телемедициной. В 2014 году окончила Первый Санкт-Петербургский медицинский университет. Затем в 2015 году завершила интернатуру по терапии. Также я проходила профессиональные переподготовки по организации здравоохранения и общественного здоровья и по диетологии.
Сразу после постдипломного образования пошла работать в сферу ОМС в качестве врача общей практики. Это был интересный и запоминающийся опыт. В ноябре 2016 года компания DOC+ пригласила меня на работу в качестве врача, который разъезжает по вызовам и консультирует онлайн.
На тот момент телемедицина в нашей стране не была настолько развитой и распространённой, как сейчас. В России телемедицина как феномен существует уже больше 20 лет, но широкую популярность она приобрела в 2017 году, в то время, когда такие компании, как DOC+ и Яндекс.Здоровье, начали её активно развивать. Мне посчастливилось поработать с такими организациями.
Сначала работала как рядовой врач, потом стала куратором, тем, кто обучает вновь пришедших врачей и дает им рекомендации. С того момента меня захватила телемедицина, я считала, что за ней будущее.
В 2018 году в федеральное бюджетное учреждение (КДЦ) на Крестовском острове меня пригласили в качестве руководителя телемедицинского проекта. Задача была таковой: создать телемедицину с нуля. Там я отработала 2 года. За это время также я успела поработать в таких клиниках, как МедСи, использующих SmartMed в качестве телемедицинского решения. В декабре 2021 года меня пригласила компания «Напоправку» также в качестве руководителя телемедицинского проекта.
Что такое телемедицина?
Телемедицина состоит из трех компонентов: врачебные консилиумы, дистанционный мониторинг, что актуально для ведения хронических заболеваний, когда нет необходимости приходить очно на прием, и консультации врач-пациент. Консультации могут проходить в трех форматах: аудиосвязь, видеосвязь и чат в мессенджерах.
Что сейчас входит в Ваши обязанности?
Я контролирую качество работы врачей, составляю графики, расписания консультаций врачей, принимаю участие в найме новых специалистов, провела более 180 интервью с кандидатами. Кроме того, принимаю участие в составлении нового функционала внутри нашего телемедицинского приложения, который позволяет сделать онлайн-консультации еще более удобными: база знаний, Википедия для врачей, сборщик симптомов.
Какие существуют требования для врачей-специалистов, чтобы работать в телемедицине?
Первое требование – это хорошие коммуникативные навыки и способность к общению с пациентами. Мы за основу берем Калгари-Кембриджскую модель медицинской консультации, которая включает в себя 5 основных этапов:
1. Начало приема
2. Сбор информации
3. Осмотр
4. Разъяснение и планирование
5. Завершение приема
Второе требование – медицинская грамотность специалиста. Для нас важно, чтобы врач придерживался принципов доказательной медицины.
Третье требование – гибкость мышления. Все-таки мы – это медицинский стартап, где регламент может меняться. И врачу будет тяжело с нами, если не привык к переменам.
В чем разница между очным и онлайн-приемом?
К сожалению, существуют ограничения при физикальном осмотре, так как невозможно выполнить пальпацию, перкуссию и аускультацию. В развитых странах на данный момент разрабатываются медицинские изделия, которые стараются это ограничение преодолеть. Например, система для мониторинга давления, глюкозы крови, аускультации сердца и легких. В России все еще это мало где применяется.
Используется ли телемедицина в государственном здравоохранении?
В течение 5 лет обсуждается вопрос о внедрении телемедицины в ОМС. К сожалению, этот процесс происходит не так быстро, как хотелось бы.
Какие задачи врача при телемедицинском консультировании?
Согласно двум документам: пункт 36.2 ФЗ 323 «Об охране здоровья» и приказ 965н «О телемедицинских технологиях» - на телемедицинской консультации врач имеет право корректировать лечение в случае, если диагноз был поставлен им на очном визите. В данном случае врач имеет право выдвинуть диагностическую гипотезу, не ставя диагноз, по необходимости рекомендует необходимый список обследований и очный прием.
В некоторых регионах даже возможна выписка электронных рецептов. Но эта система несовершенна, несмотря на закон об электронном документообороте.
Как работает телемедицина в других странах?
В США есть проект «98.6», в рамках которого пациент может обратиться в чат, и в течение определенного времени врач проводит консультацию. Онлайн медицинские услуги в США по своей ценности приравниваются к очным, и зачастую стоимость таких услуг практически равна очному приему. В России же телемедицинская консультация стоит минимум на 30% дешевле очной, а где-то и на 50%.
Проблемы и возможные их решения в российской телемедицине
Первое – это нормативно-правовые проблемы: необходимы разъяснения многих пунктов в законодательстве.
Второе – это ликвидация скепсиса как со стороны врачей, так и со стороны пациентов.
Третье – для предоставления услуг телемедицины наше законодательство обязывает иметь реальную физическую клинику и лицензированные рабочие места. То есть нельзя создать телемедицинский стартап и нанимать врачей удаленно. В будущем, я думаю, это будет возможно.
Если врач хочет работать в телемедицине, поможет ли ему в этом личный бренд?
При приеме на работу мы обращаем внимание на этот аспект. Многие наши врачи ведут личный блог в социальных сетях, это новая реальность сейчас.
На сколько защищен пациент при онлайн-консультировании?
Пациент защищен на уровне законодательства: Федеральный закон N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". У нас этим вопросом занимается специалист по информационной безопасности.
Нужно ли дополнительно обучаться врачу/студенту для работы в телемедицине?
Сейчас ряд медицинских университетов имею договоренности с частными компаниями, например, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова сотрудничают со СберЗдоровье. Университет преподаёт студентам курс по телемедицине с последующей возможностью работы в СберЗдоровье.