Знаете, некоторое время назад на своем ю тьюб канале я выложил ролик-анализ некоторых песен Кино относительно влияния The Cure.
Старался говорить корректно, по фактам, но традиционное "аффтарсначаладобейсяапотомговори", "аффтарзавидует", "аффтарничонипанимаит", и, естественно, оскорбления и прочие высокоскрепные изрыгания поклонников Цоя не заставили себя долго ждать.
Реакции эти предвиденные - они однотипны у любого сообщества, объединенного культом того или иного имени. "Наше все" (не важно под каким именем фигурирует это "наше") предназначено только для восхищения и поклонения. Шаг влево, шаг вправо - расстрел.
Ну, а раз реакции эти предвидены, то, вроде бы, о них можно и не писать ничего. Однако, среди прочего, под теми моими роликами, наши цоепоклонники выдали несколько весьма забавных мыслей, которые мне бы хотелось разобрать поподробней. Они касались группы The Cure и Робета Смита.
Были озвучены следующие тезисы:
- Музыка у The Cure скучная, не цепляет
- Гитарист у The Cure играть не умеет
- Роберт Смит совсем не умеет петь
- Кому нужны твои The Cure - их никто не слушает!
Ну что ж, давайте попробуем в этом разобраться.
"Скучная музыка" The Cure каким-то поразительным образом вдохновляла многих представителей "русского рока" (про сам этот термин мы еще как-нибудь пообщаемся). Брали и манеру пения, и имидж, и аккордовые последовательности, и звучания, и даже наполнение клипов.
Масса последователей и подражателей была у The Cure, конечно, не только у нас в стране. Среди прочих, их влияние на свое творчество не скрывали Smashing Pumpkins, Blur, Suede, Curve, Chemical Brothers и многие другие.
Uproxx описал творчество Роберта Смита сотоварищи как «спящую клетку, скрывающуюся в архитектуре современной поп-музыки, влияющую на новые поколения тяжеловесными, великолепными песнями, предназначенными для того, чтобы провести подростков через их самые эпические погружения. Инди, эмо, рэп, и даже мейнстрим-поп — всего этого так или иначе коснулись своим влиянием The Cure».
Скучная музыка... Можно ли назвать скучными хотя бы композиции Friday I Am In Love или Love Cat? Вполне себе такие веселые песни. И, удивительно, даже сегодня слушаются весьма свежо и актуально. До сих пор по радио крутятся.
Или под словом "скучная музыка" подразумевается ее недостаточное смысловое и звуковое наполнение? Ну знаете, такое, типа "шоб не попса". Ну, тогда давайте вспомним эпичную One Hundred Years или характерную Fascination Street. В обеих композициях и звуков, и смыслов - не на одно прослушивание.
Музыка The Cure всегда была очень разнообразной, и от альбома к альбому она всегда менялась. И назвать ее "скучной" можно, либо не слушая ее, либо... ну может от обиды.
Следующий постулат - про игру на гитаре. В The Cure на гитаре играли двое - сам Роберт Смит, и, в классическом составе, Порл Томпсон.
Порл Томпсон - гитарист из породы тех, что умеют играть "не нотами, а звуком", и звук этот во времена The Cure, да и после тоже, на многих действовал гипнотически. Тоже самое можно сказать и Роберте Смите. В их игре нет скорости Стива Вая, как нет и математических конструкций Роберта Фрипа. Их игра - это поиск вибрации, создание с ее помощью музыкального полотна, передающего идею, эмоцию, тот самый "месседж".
Для полноты картины можно вспомнить композицию The Kiss, где Роберт Смит доводит гитару до оргазмической истерики, работая квакером. Соло, которое по силе можно сравнить с Margot Brain Эдди Хэйзла.
Давайте пойдем далее. Разговоры о том, что Смит не умеет петь, тем более, от поклонников русского рока, в котором разве только ленивый не пытался подражать Смиту сотоварищи, - ну, то такое, как говорится. Конечно Смита поставить в один ряд с Дио, Фрэдди Мэркьюри, Гилланом или Плантом нельзя. Это вещи другого порядка. Но в таком случае можно сказать что и Том Вэйтс петь не умеет. Или, вот например - Джим Моррисон. Или Мик Джаггер.
Характерная манера пения Смита с его "непопаданием" в ноты стала неотъемлемой частью, "фишкой" для многих музыкантов, на которых влияли The Cure. Ну, а у нас достаточно вспомнить "Агату Кристи", где смитовская манера препарировалась до молекулярного уровня.
И последний постулат - The Cure никто не слушает, они никому не нужны, "то ли дело Юрий Каспарян сотоварищи".
Ну что ж, миллионные продажи альбомов, номинации на Грэмми, армия поклонников, масса групп-последователей - это наверное ничего не стоит? Конечно стоит. Именно это и показывает насколько The Cure в свое время завладели музыкальным пространством.
И кстати, они до сих пор играют, и собирают весьма немаленькие аудитории. Причем делают это постоянно, не эксплуатируя имена и наследие ушедших коллег.
Вот видео этого года. Играют они, кстати, на Уэмбли. На стадионе.
А вот здесь видно, как The Cure "никому не нужны". Просто оцените количества народа на концерте.
И это все в наше время, когда пик популярности и творческой активности давно пройден. Но великие группы потому и великие, что умеют существовать сквозь время.
А The Cure, кто бы что там не говорил, - группа культовая, уникальная, повлиявшая очень сильно на дальнейшее развитие музыки. Их можно не любить, можно не понимать, но отрицать очевидные факты - бессмысленно.
Пишите свои мысли в комментариях.
Не забудьте подписаться на канал.
Обнял,
АК
ПС Специально цоепоклонникам - эта статья не о КИНО и не о Цое. Мы здесь вообще про другое.