В этот день 223 года назад, в 1799-м, в Петербурге родился художник Карл Брюллов. Его творчество считается вершиной русского романтизма. Он один из 16 художников и писателей, изображенных на памятнике «Тысячелетие России» (Новгород, 1862). Среди работ Брюллова особняком стоит роспись купола Исаакиевского собора. Отделку интерьеров одного из главных российских храмов проводили 17 лет. Купол — во всех смыслах вершина его убранства.
Заказ на роспись плафона - внутреннего свода купола, Брюллов получал дважды. В первый раз он поспорил с Монферраном, не согласившись внести в эскизы исправления. Архитектор добился отмены заказа Брюллову. Но директор певческой капеллы Алексей Львов и граф Михаил Виельгорский через великих княжен Елену Павловну и Марию Николаевну добились, чтобы проект вернулся к знаменитому живописцу.
Художник по своей воле почти 40 раз переделывал подготовительные рисунки. Потом император Николай I при согласовании еще 22 раза отклонял эскизы.
Площадь рисунка — 816 квадратных метров. Название росписи — «Богоматерь во славе». Брюллов изобразил Богоматерь с апостолами и ангелами, небесными покровителями дома Романовых. Они выполнены в стиле монументальной живописи — без детализации, широкими мазками.
Брюллов писал с натуры. Для ангела ему позировал ученик. Апостолы списаны с простых людей. Композиция росписи круговая, с широкими светлыми просветами. В центре пустота, то есть световой фонарь, что создает впечатление бесконечной высоты — небесной сферы.
В световом вырезе парит серебряный голубь, символ святого духа. Скульптура подвешена на высоте 84,5 метра. Размах крыльев голубя около двух метров.
Стоя на лесах, под куполом 101-метрового собора, художник шутил: «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!»
По настоянию Монферрана Брюллов писал маслом, хотя сам предлагал фреску. Масляная роспись быстро пришла в негодность из-за сырого климата. В начале XX века ее перевели в «вечную живопись» — в мозаику по брюлловским эскизам.
После четырех лет работы в сырости и сквозняках здоровье Брюллова сильно ухудшилось. Император предложил закончить роспись художнику Петру Басину. Тот приступил только после того, как Карл Иванович подписал разрешение.
Лечение за границей не помогло Карлу Брюллову. «Исаакиевское небо» осталось самой большой работой художника и даже превзошло по размерам фрески Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы.
#петербург #спб