Недавно имел любопытнейшую беседу с шестнадцатилетней студенткой колледжа, которая считает российскую систему образования (главным образом, школу) бесполезной. Отчасти она, конечно, перегибает палку, говоря об "учителях, которые не умеют учить" и "бесполезных знаниях", но по многим пунктам обвинения я склонен согласиться.
Хотя, как справедливо заметил один хороший человек, у некоторых в том, что ребёнок бежал, наткнулся на скамейку и упал, до сих пор виновата скамейка - как у трёхлетних опрашиваемых, тогда как в пять лет дети уже понимают, что виноват ребёнок.
Что плохого?
Невозможно учиться с идиотами, которые ничего не хотят и не могут.
Однозначно да, смешанные классы, в которых полтора гения, три инвалида и примерно пять отмороженных гопников, да и спокойный средний класс далеко не однороден - это огромная проблема. Потому что, внезапно, но разным детям нужны разные учителя: гениям нужен учитель, который хорошо знает предмет далеко за рамками программы и быстро соображает, чтобы не приземлить фантазию ученика и не опустить свой авторитет, ляпнув какую-нибудь глупость в ответ на сложный вопрос; тем, кто послабее, нужен дрессировщик, который вылепит из них обезьянок, хорошо делающих по шаблону - как бы я ни плевался по этому поводу, есть немало профессий, где умение качественно сделать по данному шаблону вполне востребовано; отморозкам нужен отставной майор, который не даст им спуску, заставляя впахивать от забора и до обеда - ну не может один человек вместить в себя качества всех этих трёх, даже и два в одном-то редко встречаются!
Многих учителей нельзя подпускать к детям!
Есть такие кадры, которых не то что к детям - вообще к людям любого возраста выпускать страшновато, но они годами работают в школе, унижая детей и самоутверждаясь за их счёт. Как правило, такие учителя достаточно скандальны и хорошо знают законы, поэтому скандальные родители на них не жалуются, а жалуются на их адекватных коллег, которые делают детям справедливые замечания по поводу неадекватного поведения.
Я закончила девятый класс на знаниях, полученных до четвёртого!
Это огромная проблема, что умный и умеренно хитрый школьник может запросто получать приличные оценки, списывая напропалую, ничему не учась в процессе. ГДЗ, одноклассники или родители - сам школьник даже не вникает в суть списанных символов, но достаточное количество таких незаслуженно хороших оценок позволяет получить приличную оценку в четверти/полугодии/году и закончить школу с красивым аттестатом.
Что делать?
Дифференцировать классы - несложно. Для этого у нас есть всё, кроме политической воли. К сожалению, высшие чиновники (а вслед за ними и скандальные родители) настаивают на том, что всеобщая уравниловка это благо, поэтому лоботряс Вовочка и отморозок Петечка должны учиться с гениальным Сашенькой и прилежной Машенькой в одном классе. Только на бумаге это должно подстёгивать первых двоих получать знания, а на деле - мешает двоим последним. А в особо запущенных случаях эти Вовочка с Петечкой к старшим классам Сашеньку побьют, а Машеньку изнасилуют в школьном туалете.
Если мы проводим четвертные контрольные, по итогам которых делим по классам, условно, на отличников, хорошистов и троечников, чтобы потом учить отличников с отличниками, хорошистов с хорошистами, а условных двоечников вообще гоняем по индивидуальному плану, пока они либо не прокачаются (если просто глупые, но поведенчески нормальные), либо не перевоспитаются (если отморозки изначально) - достигается профит. НО - это сегрегация, дискриминация и прочие нехорошие слова. Право идиота мешать учиться нормальным детям у нас свято.
И, что бы кто ни говорил, но это НЕ чисто российская проблема...
Откуда берутся неадекватные учителя - понятно. Во-первых, это низкий престиж профессии и невысокая зарплата, вызывающие катастрофическую нехватку кадров и жуткую текучку, при которой даже нормальные люди не успевают проработать достаточно долго, чтобы овладеть методикой преподавания и всякими технологиями управления классом. Во-вторых, это невозможность отсева ("да, Иван Петрович пьёт, курит и пристаёт к старшеклассницам, но если его уволить, то кто работать будет?") и, часто, невозможность контроля за происходящим на уроках (дети врут, поэтому им нельзя верить на слово, а прийти и посмотреть - никаких завучей не хватит). К тому же, даже нынешние дети, забывшие о своих обязанностях и научившиеся кричать о своих правах, не в состоянии отличить грамотные и справедливые учительские требования от необоснованных придирок и психологического давления (поэтому появляются жалобы на нормальных, но строгих учителей, а унижающие учеников личности работают годами и числятся среди лучших работников).
А вот как добиться того, чтобы дети не списывали я не знаю. Индивидуальные варианты контрольных работ, которые нигде не выложены, это трудоёмко. К тому же, оценки за них не перекроют незаслуженные четвёрки и пятёрки за домашнее задание, списанное с ГДЗ или сделанное родителем, и классные работы, которые весь класс списал с условного Сашеньки (или Машеньки) из позапрошлого абзаца.
Вывод
У российской системы школьного образования очень много проблем, но решать их нужно аккуратно и вдумчиво, а к чему приводит попытка быстро и без подготовки скопировать хорошо работающую чужую систему, мы все видим на примере "болонского процесса" в ВУЗах и ЕГЭ, которое за полтора десятка лет непрерывного улучшения до сих пор далеко от идеала (недостижимого в принципе). К тому же, что условному канадцу (финну, израильтянину...) хорошо, то русскому не факт, что подойдёт...
Но что-то делать всё-таки надо, потому что школьное образование впрямь становится практически бесполезным, а если общество успеет свыкнуться с этой мыслью, то возродить его в том или ином виде будет невозможно.