Тема двойных, тройных, четверных и более ролей, сыгранных одним актёром, давно стала визитной карточкой индийского кино. Заезженные истории с близнецами, разлучёнными и не очень; менее популярные, но всё же имеющие место отношения отцов и детей/матерей и дочерей; ещё более редкий вариант - совершенно разные персонажи, коих может быть сколь угодное количество, сыгранные одним человеком.
Изначально у меня была идея посвятить статью тропу с близнецами. Ведь я думала, что изначально в идее показа близнецов на экране был заключён глубокий, сакральный смысл, свойственный философии индийского кино отчасти. Ошибочка. Тут у меня в ненужную сторону сработал СПГС.
Вернее, как: он безусловно есть, только он тут различается от фильму к фильму, т.е. зависит от замысла, заданного создателями.
Так что поговорим о концепции и неувядающем (вроде как) тренде множественных ролей: как и почему он зародился, какие фильмы с этим тропом считаются знаковыми и почему актёры Индии всегда взволнованы возможностью сыграть несколько ролей сразу.
Как зародилась концепция
Интересный факт: отец индийского кино стал заодно и отцом этого тренда! В 1917 году великий Дадасахеб Пхальке (о нём я упоминала в предыдущей статье) снял фильм Lanka Dahan, экранизацию сюжета Рамаяны. В нем Анна Салунке сыграл двойную роль - Ситы и Рамы. Женщины тогда в кино не приветствовались (точнее, Пхальке и рад был их снимать, но они упорно отказывались), а тут тебе и актёр попался с подходящей, женственной внешностью. Из этого необычного, но необходимого по тем временам решения родился концепт двойной роли. В этом был и своеобразный аттракцион: думаю, в те времена, когда вместо компьютеров и спецэффектов были только плёнка и ножницы, людям просто сносило крышу идея того, что один человек может сыграть двух, да ещё и, например, стоящих рядом.
Дебют женщины в концепте двойных ролей принадлежит суперзвезде Пейшенс Купер. Он сыграла близняшек в Patni Prataap (1923) и мать и дочь в Kashmiri Sundari (1924).
А первым звуковым фильмом с двойной ролью стал Awara Shahzada (Vagabond Prince) 1933 года. Информации о сюжете фильма не нашла, ровно как и фильма. Но известно, что Шаху Модак играл там и принца, и нищего.
Повернём немного южнее и узнаем, что первый фильм с двойной ролью в тамильском кино был Utthama Puthiran (1940). Эта был ремейк голливудского Человека в железной маске по роману А. Дюма. Звезда тех времён П. У. Чиннаппа сыграл там роль близнецов.
Близнецы приносят много денег!
И вот мы потихоньку подбираемся к моменту, когда индийский кинематограф по-настоящему начинает интересоваться темой двойных ролей в кино, а конкретнее, сюжетом про близнецов. Предтечей этого стала драма Kismet 1943 года с Ашоком Кумаром и Мумтаз Шанти. Сам по себе фильм был на весьма смелые темы, ведь там показали персонажа-антигероя с двумя ролями и незамужнюю беременную девушку. Но это не отпугнуло зрителей. Настолько не отпугнуло, что картина стала первым блокбастером в истории индийского кино и индустрии хинди в частности (тогда она называлась бомбейским кинематографом). Рекорд по сборам был побит только 32 года спустя карри-вестерном Месть и закон.
И я нас поздравляю, так как мы подошли к фильму, который стал законодателем мод в разновидности фильмов с двойной ролью - о разделённых волею судьбы близнецов, их приключениях и счастливом воссоединении! Он сформировал и концепт, и основные клише поджанра. И это - тамильская приключенческая драма Apoorva Sagodharargal 1949 года (не путать с одноимённой масалой 1989 года (в советском прокате - "Такие разные братья") с Камалом Хасаном). Приключенческая драма, которая была адаптацией романа А. Дюма (да, опять он) Корсиканские братья, стала законодателем мод для темы разлучённых близнецов. Он был так успешен, что получил два ремейка - Nishan (1949) на хинди и Apoorva Sahodarulu (1950) на телугу. Там тебе и любовь, и месть, и чувства близнецов на расстоянии - в общем, всё, что положено стандартному индийскому фильму о братьях.
Но ремейк вышеупомянутой картины на хинди не снискал такой славы и влияния на жанр в оной индустрии, как Рам и Шьям 1967 года с Дилипом Кумаром. Этот фильм тоже является ремейком, на этот раз телужской трагикомедии Ramudu Bheemudu (1964). Оба фильма снял один режиссёр - Тапи Чанакья. И хоть "Рам и Шьям" считается родоначальником всех фильмов о близнецах, он таковым не является, как мы уже успели понять. Но он несомненно оказал большое влияние на картины этого поджанра и прочно закрепил клише про росших в разных семьях близняшек, один из которых - смелый и амбициозный, а другой - робкий и забитый.
Ничего не напоминает? Да-да, ту же Зиту и Гиту, Кишана и Канхаю и другие фильмы, успешные и не очень. Первый же у русского зрителя прочно ассоциируется со стереотипным фильмом о близнецах.
Когда не хочешь казаться банальным
А дальше - больше. Со временем из концепта двойных ролей стали выжимать либо весь потенциал в жанре "комедии ошибок", либо переосмысливали идею, придумывая новые обстоятельства, места действия, мотивацию героев. Потому что банальные истории о близнецах имеют свойство приедаться.
И, как следствие, количество персонажей увеличивалось. Вот примеры необычных фильмов с двойными, тройными и т.д. ролями (описания под фото):
Наверное, под тему переосмысления тренда множественных ролей нужна отдельная статья.
Почему эти фильмы любят и актёры, и зрители (и продюсеры)?
Наверное, одну из причин, почему индийские актёры и актрисы любят играть двойные и так далее роли, точно описал Дилип Кумар в одном из своих интервью: "Сценарий "Рама и Шьяма" бодрил бесконечно. Каждая сцена была четко написана так, чтобы подчеркнуть контраст между персонажами и их затруднительными ситуациями". Из цитаты можно понять, что для актёра - это прекрасная возможность раскрыть грани своего актёрского таланта.
В интервью, данного после выхода фильма Hum Dono (1961) Дев Ананд утверждал, что только счастливчикам предлагали двойные роли в кино на хинди. Потому что это означало наблюдать, как актер занимает почти все время на экране. Только по-настоящему любимые и почитаемые могли заполнить пустоту, в которой никого не было, настолько, насколько это задумывалось.
Ещё одна причина заключается в том, что для продюсеров до недавнего времени это была хорошая статья дохода. Согласитесь, круто наслаждаться присутствием любого актёра или актрисы, которого(ой) в два-три раза больше на экране, чем обычно! Впрочем, как показывают провалы мультиролевых фильмов в прокате (Cobra, Fan, Aalavandhan и другие), это уже не срабатывает так хорошо, как в 70-е и 80-е. Теперь зритель стал избирательнее, и сюжет его волнует не меньше, чем сами роли.
Про аттракцион, думаю, уже нет смысла говорить: CGI и прочие блага цивилизации значительно упростили технологии копипасты актёра на экране, поэтому в этом уже нет ничего необычного, как, скажем, 90 лет назад. Но совсем другое дело, когда речь заходит о разном гриме для нескольких персонажей. Интересно, сможет ли компьютерная графика вытеснить сложную технологию грима? Поживём - увидим!
Отсюда вытекает и ещё одна причина популярности такого поджанра. Для некоторых кинодеятелей (как того же Камала Хасана) - это возможность продемонстрировать или обкатать технологии спецэффектов и грима, а также поэкспериментировать с историей и сценарием.
Для зрителя - это банально, как я уже написала выше, возможность лицезреть своего кумира в два-три-четыре раза больше, чем обычно. Это банально приятно и очень радует. И в очередной раз убедиться, насколько твой любимчик крут, чтобы сыграть сразу нескольких, непохожих друг на друга героев. А если к этому добавляется ещё и добрая или оригинальная история, наслаждение на два-три часа тебе гарантировано!
А какой ваш любимый фильм с такой концепцией? И нравятся ли в целом подобные истории? Пишите в комментариях! 😎
Источники:
https://www.cinemaazi.com/feature/double-trouble-role-of-twins-in-hindi-cinema