Найти тему

Близнецы, отцы-дети и другие: о двойных (и более) ролях в индийском кино

Оглавление

Тема двойных, тройных, четверных и более ролей, сыгранных одним актёром, давно стала визитной карточкой индийского кино. Заезженные истории с близнецами, разлучёнными и не очень; менее популярные, но всё же имеющие место отношения отцов и детей/матерей и дочерей; ещё более редкий вариант - совершенно разные персонажи, коих может быть сколь угодное количество, сыгранные одним человеком.

Изначально у меня была идея посвятить статью тропу с близнецами. Ведь я думала, что изначально в идее показа близнецов на экране был заключён глубокий, сакральный смысл, свойственный философии индийского кино отчасти. Ошибочка. Тут у меня в ненужную сторону сработал СПГС.

Вернее, как: он безусловно есть, только он тут различается от фильму к фильму, т.е. зависит от замысла, заданного создателями.

Так что поговорим о концепции и неувядающем (вроде как) тренде множественных ролей:
как и почему он зародился, какие фильмы с этим тропом считаются знаковыми и почему актёры Индии всегда взволнованы возможностью сыграть несколько ролей сразу.

Шахрух Хан в фильме "Двойник" (1998)
Шахрух Хан в фильме "Двойник" (1998)

Как зародилась концепция

Интересный факт: отец индийского кино стал заодно и отцом этого тренда! В 1917 году великий Дадасахеб Пхальке (о нём я упоминала в предыдущей статье) снял фильм Lanka Dahan, экранизацию сюжета Рамаяны. В нем Анна Салунке сыграл двойную роль - Ситы и Рамы. Женщины тогда в кино не приветствовались (точнее, Пхальке и рад был их снимать, но они упорно отказывались), а тут тебе и актёр попался с подходящей, женственной внешностью. Из этого необычного, но необходимого по тем временам решения родился концепт двойной роли. В этом был и своеобразный аттракцион: думаю, в те времена, когда вместо компьютеров и спецэффектов были только плёнка и ножницы, людям просто сносило крышу идея того, что один человек может сыграть двух, да ещё и, например, стоящих рядом.

Анна Салунке стал первым актёром Индии, сыгравшим двойную роль. Это роли Ситы (справа) и Рамы (слева) в "Lanka Dahan" (1917).
Анна Салунке стал первым актёром Индии, сыгравшим двойную роль. Это роли Ситы (справа) и Рамы (слева) в "Lanka Dahan" (1917).

Дебют женщины в концепте двойных ролей принадлежит суперзвезде Пейшенс Купер. Он сыграла близняшек в Patni Prataap (1923) и мать и дочь в Kashmiri Sundari (1924).

Пейшенс Купер
Пейшенс Купер

А первым звуковым фильмом с двойной ролью стал Awara Shahzada (Vagabond Prince) 1933 года. Информации о сюжете фильма не нашла, ровно как и фильма. Но известно, что Шаху Модак играл там и принца, и нищего.

Повернём немного южнее и узнаем, что первый фильм с двойной ролью в тамильском кино был Utthama Puthiran (1940). Эта был ремейк голливудского Человека в железной маске по роману А. Дюма. Звезда тех времён П. У. Чиннаппа сыграл там роль близнецов.

Постер к фильму "Utthama Puthiran" (1940)
Постер к фильму "Utthama Puthiran" (1940)

Близнецы приносят много денег!

И вот мы потихоньку подбираемся к моменту, когда индийский кинематограф по-настоящему начинает интересоваться темой двойных ролей в кино, а конкретнее, сюжетом про близнецов. Предтечей этого стала драма Kismet 1943 года с Ашоком Кумаром и Мумтаз Шанти. Сам по себе фильм был на весьма смелые темы, ведь там показали персонажа-антигероя с двумя ролями и незамужнюю беременную девушку. Но это не отпугнуло зрителей. Настолько не отпугнуло, что картина стала первым блокбастером в истории индийского кино и индустрии хинди в частности (тогда она называлась бомбейским кинематографом). Рекорд по сборам был побит только 32 года спустя карри-вестерном Месть и закон.

Постер к фильму "Kismet" (1943)
Постер к фильму "Kismet" (1943)

И я нас поздравляю, так как мы подошли к фильму, который стал законодателем мод в разновидности фильмов с двойной ролью - о разделённых волею судьбы близнецов, их приключениях и счастливом воссоединении! Он сформировал и концепт, и основные клише поджанра. И это - тамильская приключенческая драма Apoorva Sagodharargal 1949 года (не путать с одноимённой масалой 1989 года (в советском прокате - "Такие разные братья") с Камалом Хасаном). Приключенческая драма, которая была адаптацией романа А. Дюма (да, опять он) Корсиканские братья, стала законодателем мод для темы разлучённых близнецов. Он был так успешен, что получил два ремейка - Nishan (1949) на хинди и Apoorva Sahodarulu (1950) на телугу. Там тебе и любовь, и месть, и чувства близнецов на расстоянии - в общем, всё, что положено стандартному индийскому фильму о братьях.

Постер к хинди-ремейку "Apoorva Sagodharargal"  - "Nishan" (1949)
Постер к хинди-ремейку "Apoorva Sagodharargal" - "Nishan" (1949)

Но ремейк вышеупомянутой картины на хинди не снискал такой славы и влияния на жанр в оной индустрии, как Рам и Шьям 1967 года с Дилипом Кумаром. Этот фильм тоже является ремейком, на этот раз телужской трагикомедии Ramudu Bheemudu (1964). Оба фильма снял один режиссёр - Тапи Чанакья. И хоть "Рам и Шьям" считается родоначальником всех фильмов о близнецах, он таковым не является, как мы уже успели понять. Но он несомненно оказал большое влияние на картины этого поджанра и прочно закрепил клише про росших в разных семьях близняшек, один из которых - смелый и амбициозный, а другой - робкий и забитый.

Ничего не напоминает? Да-да, ту же Зиту и Гиту, Кишана и Канхаю и другие фильмы, успешные и не очень. Первый же у русского зрителя прочно ассоциируется со стереотипным фильмом о близнецах.

Когда не хочешь казаться банальным

А дальше - больше. Со временем из концепта двойных ролей стали выжимать либо весь потенциал в жанре "комедии ошибок", либо переосмысливали идею, придумывая новые обстоятельства, места действия, мотивацию героев. Потому что банальные истории о близнецах имеют свойство приедаться.

И, как следствие, количество персонажей увеличивалось. Вот примеры необычных фильмов с двойными, тройными и т.д. ролями (описания под фото):

Наверное, под тему переосмысления тренда множественных ролей нужна отдельная статья.

Почему эти фильмы любят и актёры, и зрители (и продюсеры)?

Наверное, одну из причин, почему индийские актёры и актрисы любят играть двойные и так далее роли, точно описал Дилип Кумар в одном из своих интервью: "Сценарий "Рама и Шьяма" бодрил бесконечно. Каждая сцена была четко написана так, чтобы подчеркнуть контраст между персонажами и их затруднительными ситуациями". Из цитаты можно понять, что для актёра - это прекрасная возможность раскрыть грани своего актёрского таланта.

В интервью, данного после выхода фильма Hum Dono (1961) Дев Ананд утверждал, что только счастливчикам предлагали двойные роли в кино на хинди. Потому что это означало наблюдать, как актер занимает почти все время на экране. Только по-настоящему любимые и почитаемые могли заполнить пустоту, в которой никого не было, настолько, насколько это задумывалось.

Ещё одна причина заключается в том, что для продюсеров до недавнего времени это была хорошая статья дохода. Согласитесь, круто наслаждаться присутствием любого актёра или актрисы, которого(ой) в два-три раза больше на экране, чем обычно! Впрочем, как показывают провалы мультиролевых фильмов в прокате (Cobra, Fan, Aalavandhan и другие), это уже не срабатывает так хорошо, как в 70-е и 80-е. Теперь зритель стал избирательнее, и сюжет его волнует не меньше, чем сами роли.

Про аттракцион, думаю, уже нет смысла говорить: CGI и прочие блага цивилизации значительно упростили технологии копипасты актёра на экране, поэтому в этом уже нет ничего необычного, как, скажем, 90 лет назад. Но совсем другое дело, когда речь заходит о разном гриме для нескольких персонажей. Интересно, сможет ли компьютерная графика вытеснить сложную технологию грима? Поживём - увидим!

Отсюда вытекает и ещё одна причина популярности такого поджанра. Для некоторых кинодеятелей (как того же Камала Хасана) - это возможность продемонстрировать или обкатать технологии спецэффектов и грима, а также поэкспериментировать с историей и сценарием.

Для зрителя - это банально, как я уже написала выше, возможность лицезреть своего кумира в два-три-четыре раза больше, чем обычно. Это банально приятно и очень радует. И в очередной раз убедиться, насколько твой любимчик крут, чтобы сыграть сразу нескольких, непохожих друг на друга героев. А если к этому добавляется ещё и добрая или оригинальная история, наслаждение на два-три часа тебе гарантировано!

-10

А какой ваш любимый фильм с такой концепцией? И нравятся ли в целом подобные истории? Пишите в комментариях! 😎

Источники:

BOLLYWOOD’S FASCINATING TRYST WITH DOUBLE ROLES
Retake | Double roles and inclusivity through the other-Entertainment News , Firstpost
Double Roles in Hindi Cinema
Two to Dishoom: double roles in Bollywood

https://www.cinemaazi.com/feature/double-trouble-role-of-twins-in-hindi-cinema