Найти в Дзене

О книге...И.Ф. Стравинский "Музыкальная поэтика"

Книга - цикл лекций по музыкальной поэтике, прочитанных Игорем Стравинским в Гарвардском университете в 1939-1940гг
Раскрывая понятие «поэтика» - как способ сделать некую работу, автор интересно рассказывает о ключевых моментах, формирующих музыкальное творчество. Некоторые его идеи для меня были откровением, одним из тех, что с удовольствием записываешь в блокнот, чтобы возвращаться к этой мысли снова и снова. Например, что музыка не терпит определения революционный, но скорее новаторский. «О быстром ритме», когда можно изменить темп и ни в коем случае не ритм, поскольку соотношение длительностей звуков музыкальной фразы остается неизменным. И о том, что джаз – это противостояние ритма и метра.
Давно прочитанная мною книга не была настолько усеяна маленькими закладками. Есть ряд цитат, и я их приведу ниже. Меня они заставили задуматься:
«Вдохновение ни в коей мере не является непременным условием творческого акта – оно, скорее, проявление последнего, нечто вторичное.»
«Неза

Издательство АСТ Эксклюзивная классика, 2021г
Издательство АСТ Эксклюзивная классика, 2021г

Книга - цикл лекций по музыкальной поэтике, прочитанных Игорем Стравинским в Гарвардском университете в 1939-1940гг

Раскрывая понятие «поэтика» - как способ сделать некую работу, автор интересно рассказывает о ключевых моментах, формирующих музыкальное творчество. Некоторые его идеи для меня были откровением, одним из тех, что с удовольствием записываешь в блокнот, чтобы возвращаться к этой мысли снова и снова. Например, что музыка не терпит определения революционный, но скорее новаторский. «О быстром ритме», когда можно изменить темп и ни в коем случае не ритм, поскольку соотношение длительностей звуков музыкальной фразы остается неизменным. И о том, что джаз – это противостояние ритма и метра.

Давно прочитанная мною книга не была настолько усеяна маленькими закладками. Есть ряд цитат, и я их приведу ниже. Меня они заставили задуматься:

«Вдохновение ни в коей мере не является непременным условием творческого акта – оно, скорее, проявление последнего, нечто вторичное.»

«Независимо от того, какая сфера деятельности выпала на нашу долю, мы – если мы действительно интеллектуалы – призваны всё же не размышлять, а делать.»

«Что касается культуры, то это своего рода воспитание, которое придает лоск образованию в социальной среде, подкрепляет и завершает академическое обучение. Это воспитание также имеет важное значение и в области вкуса; оно обязательно для творца, который должен непрестанно заботиться о своем вкусе, иначе рискует утратить прозорливость. Наш разум, как и наше тело, требует постоянной тренировки. Он притупляется, если мы его не развиваем.»

«Произведение называют академическим, когда оно сочинено строго в соответствии с предписаниями консерватории.»

«Публика в своей непосредственности всегда более честна, чем те, кто объявил себя судьей произведений искусства.»

А так Стравинский пишет о своей работе как композитора: «Настройка фортепьяно позволяет заметить, что все звуки сходятся к условному центру, которым является ля, расположенное за центральным до. Сочинять для меня – это выстраивать определённое количество звуков в соответствии с определенными соотношениями интервалов. Так я прихожу к поиску центра, к которому должен сходиться ряд звуков, задействованных в моем начинании. Следовательно, если центр задан, то я должен найти комбинацию, которая стремится к нему. Если же, с другой стороны, найдена комбинация, пусть пока еще и не сориентированная, мне придется определить центр, к которому она должна тяготеть. Обнаружение этого центра дает мне решение задачи.»

Издательство АСТ Эксклюзивная классика, 2021г
Издательство АСТ Эксклюзивная классика, 2021г

Но есть в этой книге и спорные для меня моменты и прямого отношения именно к музыке они не имеют.

«У меня есть некоторое право судить о ней [русской музыке] с позиции наблюдателя из Западной Европы или Америки. Тем более что в настоящее время Россия борется с процессами настолько противоречивыми, что их, конечно же, почти невозможно четко разглядеть с близкого расстояния, находясь внутри самой страны.» (и вот сейчас год 2022, подменим [русскую музыку] на...что-нибудь другое, и тогда как-то острее воспринимаются эти слова)

И сказано это в контексте последствий революции. И дальше композитор, не скрывая выражает свое призрение всем «музыкальным экзерсисам» и композиторам «системы», где под раздачу попадает и Шостакович. Вот, что смутило и отвратило меня от автора. Большое видится на расстоянии, но извольте, тогда вы видите не сами, а через призму чужого мнения. Глазами очевидцев, всё-таки оставшихся в стране или бывающих наездами. Я не патриот, и едва ли хоть одна из сторон (политических или социальных) была бы в полной мере удовлетворена моим патриотизмом, но! Если вы хотите судить, то будьте добры оставаться здесь, наблюдать собственными глазами, предпринимать меры, бороться (если хотите). Я не против эмиграции, но отказываясь от Родины, теряешь право и на осуждение. Ты не справился, ты не работаешь над тем, чтобы что-то изменить, исправить.
Апеллируя значительную часть своих лекций к критикам, и осуждая их, автор не заметил, как примкнул к ним. В ходе лекций он лишь обличал, не предлагая альтернатив развития.

Мне откровенно понравилась книга. Возник внутренний диалог с автором, где временами ты слушаешь его в напряжении и полном внимании, а временами так и хочется спросить, возразить, попросить уточнений. Единственный минус – лекция о «Воплощении русской музыки». Она заставила меня на время остановиться в своем желании ознакомиться подробнее с биографией автора, прочитать иные его произведения. Но книга в целом, побудила к прослушиванию ряда новых для меня музыкальных произведений.

P.S. Книга от издательства АСТ Эксклюзивная классика, 2021г. Легкая, приятно пахнет типографскими чернилами, очень гуманная стоимость. Из минусов: после прочтения непоправимо теряет форму. Но в этом есть и какая-то романтика.