Прочитать знаменитый роман бывшего заключенного о побеге с каторги хотел давно. А когда пришла книга, почему-то откладывал. Наверное, как всегда, из-за сомнений, что история Шарьера на самом деле так хороша, как все нахваливают.
Открыл книгу, и с первых страниц появилось ощущение, что я уже это читал. А вскоре вспомнил - да, в журнале "Вокруг света".
Вот страничка из номера за 1992 год
Конечно же, автора за эти годы я забыл. Будем честны: Анри Шарьер невесть какая птица в мире литературы. Автор одного романа, хоть и знаменитого. Второй, "Ва-банк", провалился.
Да, фамилия писателя забылась, а сама история нет. Помню, с каким увлечением читал когда-то "Папийона". Второе прочтение меньше порадовало, но всему свой черед, тем более общее впечатление от произведения осталось неизменным: читать можно, а любителям приключений даже нужно.
О чем произведение? О том, на что способен человек ради свободы. Этакий образец французского неоромантизма: главный герой-бунтарь и чуть ли не весь цивилизованный мир против него. И есть за что! Все-таки срок отбывает Мотылек (кличка главного героя книги) за убийство. О да, конечно же, он его не совершал. Тем более убили какого-то сутенера. А сам Папи был розовым и пушистым. А то кто-нибудь признался бы! Тем более на весь мир - повесть-то автобиографична.
Я же, читая роман, не раз убеждался, что Папи, как звали его другие заключенные, действительно виновен. Но предлагаю читателям самим поискать эти пасхалки в тексте.
Однако все это не так важно, ведь осуждение за убийство - лишь повод для отправки сначала в тюрьму, а затем и на каторгу во Французскую Гвиану.
Пожизненный срок - это сколько? Думаете, что для молодого человека лет 30-40? Ошибаетесь. В условиях экваториальной Гвианы да при существующих в те годы порядках в исправительных заведениях Франции пожизненный срок может превратиться в несколько недель.
Болезни заразны и смертельны. Надзиратели люты. Собратья по несчастью того хуже. И от этого желание обрести свободу становится единственной и главной целью.
И Папи бежит. Вместе с двумя товарищами. Один из них сломал ногу, но не беда! Наложенная наспех с хирургической точностью "шина" - это действительно похвально. Так потом настоящий врач и сказал.
Впечатлила деревня прокаженных. Люди, гниющие заживо в тропиках, сохранили в себе больше человеческого, чем зажравшееся общество французской столицы.
А потом был долгий путь на лодке по морю, во время которого Мотылек осваивал основы навигации и управления лодкой, в том числе во время шторма.
Но герой романа не может утонуть в самом начале повествования. Вот и Мотылек с товарищами добираются до английского Тринидада. А дальше начинается необъяснимое. Их, беглых каторжников, встречают на острове с почестями, словно они герои, а не преступники. Особенно рыдать от умиления надо, когда беглые каторжники проходят сквозь строй на английском корабле - почесть, достойная правителей государств.
Но при всей любви на Тринидаде к преступникам, пребывать последним в английской колонии больше двух недель нельзя. Провожать в дальнейшее плавание жестоких убийц по традиции вышел целый город. А одна благородная дама даже напутствие дала плыть к ее крестному, губернатору другой английской колонии. И Мотылек решает: а почему бы и нет. Живет такой губернатор, а тут заявятся к нему отчаянные головорезы: встречай гостей, дядя.
И, вы думаете, все? Герои произведения обрели свободу? А как бы не так! Впереди еще много приключений. И жизнь в монастыре. И в диком племени. И, конечно же, в других прекрасных французских местах заточения.
А свобода? Цена свободы не исчисляется франками. Свободу надо выстрадать. И Мотыльку еще только предстоит хлебнуть лиха.
Если хотите скрасить пару вечеров за отличным приключенческим романом, то рекомендую произведение.
Если читаете вдумчиво и многого ждете от книги, не беритесь за чтение, чтобы не разочаровываться.