Я сама - я должна - я могу...всё успеть, всё смочь, всё сделать…
Я должна быть во всём самостоятельной, сама уметь справляться с любыми ситуациями. И даже когда напряжение зашкаливает - я сама, я должна, я могу.
А чего же я не могу, не должна, не смогу? Сказать сама себе и близким, что я устала, мне нужна помощь. Сказать, что я чем-то недовольна, что так больше нельзя.
Даже когда мне предложат помощь, то это конечно будет не то и не так. Потому что только я сама сделаю так как надо. И тогда вновь начинается всё сначала, где будет вновь накапливаться напряжение.
А может остановиться и подумать – сколько я еще так смогу? Как моим близким, что они чувствуют, когда я в таком напряжении? Что произойдет, если часть дел я попрошу кого-то сделать за меня, помочь мне?
Важный момент! Что я делаю, чем я занимаюсь, о чем я думаю, когда у меня появилось свободное время? Я опять мысленно контролирую, что там и как?
Я могу расслабиться? Моё тело расслаблено, когда я продолжаю думать о делах? Что я чувствую, когда они справляются без меня? Я могу себе позволить, разрешить расслабиться, отпустить ситуацию?
Итак, способы поведения и реагирования. В детстве мы видели, что так делали наши мамы и бабушки. Они нас учили – ты должна сама уметь справляться. Их в своё время тоже так учили, такие были времена. И вот из поколения в поколение растут такие «самостоятельные» девушки. Но параллельно с этим растёт напряжение и в человеке, и в системе в целом.
А еще там обычно – молчи, не жалуйся, я смогла и ты сможешь. Тогда она живет в этом напряжении и молчит. А внутренний голос кричит – хватит, я устала, так больше нельзя, я больше не могу выдерживать это напряжение! Но она не слышит, не слушает свой внутренний голос.
Молчи – кричи, молчи – кричи. Вот что транслирует мама своему ребенку.
Когда малыш находится в мамином поле, он слышит и то и другое. Так молчать или кричать? И всё это на фоне эмоционального, мысленного и физического напряжения у мамы.
И если мама так или иначе про себя всё понимает. То ребенок причин не знает, он просто воспринимает мамины сигналы – мамины эмоции, чувства, мысли и действия. Он чувствует, что мамин внутренний голос нервно кричит, но мама при этом молчит.
Ребенок живет в этом мамином напряжении, принимая это как способ выживания. Какая в этом случае у ребенка будет речь, что будет с его поведением?
Что происходит с речевым развитием ребенка, если у мамы внутренний конфликт, но она не может это сказать вслух? Не может это высказать, не может это прожить, прочувствовать, додумать, принять решение?
Это не то решение, когда всё время нахожусь в сопротивлении, в обиде, в претензии, в напряжении. А такое решение, когда тело расслабится.
Даже если она делает какие-то действия для решения конфликта. При этом не говорит, не всё говорит, не выдает свои эмоции и чувства, сдерживает себя.
Думаю вы увидели взаимосвязь маминых способов реагирования и поведения, речевого развития ребенка.
Работа с мамой, с её внутренними конфликтами, с тем напряжением, к которому она привыкла. Всё это даёт поразительные результаты и благоприятно влияет на развитие ребенка.
Спокойная, свободная от напряжения мама, создает такое поле для своего ребенка, где ему легко и просто развиваться.
Наталья Юрьевна Демьянец психолог, специалист по психосоматике
Автор: Наталья Демьянец
Специалист (психолог), Специалист по психосоматике
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru