В середине XIX в. в среде прогрессивно мыслящих сановников Цинской империи развернулось «Движение за усвоение европейских знаний». Одним из самых ярких его представителей был генерал Цзо Цзунтан (1812–1885), ставший в 1865 г. наместником провинций Фуцзянь и Чжэцзян. 25 июня 1866 г. он представил двору проект создания арсенала в окрестностях г. Фучжоу. В 1876 г., при содействии местной торговой элиты, он приобрел в собственность казны построенный британскими подданными судоремонтный завод. Это предприятие располагало двумя сухими доками грузоподъемностью 5000 и 9000 т, позволявшими производить починку кораблей водоизмещением до 3000 т. Первыми кораблями, сошедшими с ее стапелей, стали три миноносца, заказанные в 1882 г. германской фирме «Вулкан» и собранные в Китае. Большинство кораблей Гуандунского флота отличалось небольшими размерами, слабым вооружением и осадкой, которая позволяла преследовать пиратов и контрабандистов и в море и на реках.
Только с назначением на пост лянгуанского наместника сторонника контролируемой реформы Чжан Чжидуна (1837–1909) флот пополнился достаточно мощными кораблями. Новый губернатор начал с того, что расширил существующее военное производство, открыл в Гуанчжоу два новых арсенала и основал то, что впоследствии стало военной академией Вампу. Сделал попытку, хоть и не очень успешную, бороться с казнокрадством. 23 августа 1884 г. арсенал сильно пострадал в результате бомбардировки, которую предприняла французская эскадра адмирала А. Курбэ, а во время культурной революции хунвейбины в 1966 г. разрушили его гробницу.
Единственным крупным кораблем, пополнившим после этого Бэйянский флот стал небольшой броненосец – зато он был первым броненосцем и первым железным кораблем, построенным на китайской верфи. Первоначально это должен был быть третий броненосный крейсер типа «Цзинъюань» (первые два построены в Германии фирмой «Вулкан»). Заказывал корабль Фуцзянский флот под именем «Лунвэй». Общая стоимость строительства определялась в 524 000 лян серебра (1 лян – примерно 31,25 грамма), деньги нашли. Во время франко-китайской войны 1884—1885 годов строительство корабля было заморожено, так толком и не начавшись, и возобновилось только по ее окончанию, в декабре 1886 г. После войны китайцы проявили недюжинную волю, восстановив судоверфь всего за год и создав условия для строительства стального броненосного судна. В 1886 г. инженер Вэй Хань был командирован во Францию для закупки стального проката и других современных материалов. Ему удалось заключить контракт с фирмой «Крезо», что позволило уже в декабре того же года возобновить постройку.
Только полноценного броненосного крейсера у китайцев не получилось. Страшнее французских снарядов оказались отечественные чиновники. Стремительно шла усушка и утруска выделенных на корабль средств. Цинские чиновники воровали так, что приводили в шок иностранных специалистов. В 1890 г., не выдержав масштабов казнокрадства, с Бейянского флота сбежали английские специалисты. В итоге от изначально 84-метрового крейсера осталось только 60 м, причем с округлыми, явно не крейсерскими обводами. Мощность главной энергетической установки (ГЭУ) с 5400 л.с. у немцев пришлось снизить до 2400 л.с. Соответственно скорость у этого кургузого огрызка вместо 20 проектных получилась лишь 10,5 узлов. За основу измененного проекта был взят французский броненосец береговой обороны «Ашерон» («Achéron». Малый, колониальный броненосец (фактически канонерская лодка), построенный в 1885 г. и служивший в водах Индокитая.
Новый китайский броненосец, сохранивший имя «Лунвэй» («Мощь дракона»), действительно сильно напоминал «Ашерон», хотя еще в проекте был несколько тяжелее и медлительнее. В целом «Лунвей» может быть оценен как достаточно удачный для своего времени корабль береговой обороны мониторного типа, имевший при небольших размерах и посредственных мореходных качествах значительную огневую мощь и хорошее бронирование. На гладкой палубе размещалась в центре боевая рубка с возвышенным передним мостиком,одна труба позади рубки и одна лёгкая мачта с малым марсом. У крейсера было практически плоское дно с сильно заваленными бортами и развитая кормовая надстройка.
Корабль имел стальной корпус, разделенный переборками, и двойное дно. По ватерлинии корпус был прикрыт броневым поясом, толщина которого в средней части составляла 8 дюймов при высоте 5 футов (1,52 м). Именно здесь находились артиллерийские погреба и котельное отделение. В носовой части толщина броневого пояса уменьшалась до 5 дюймов при высоте 7 футов (2,1 м), а в кормовой равнялась 6 дюймам при высоте чуть больше 4 футов (1,22 м). Сверху «Лунвэй» защищала броневая палуба толщиной 2 дюйма. Толщина стенок и крыши барбета главного калибра составляла, соответственно, 8 и 2 дюйма. Наконец, боевая рубка корабля защищалась 5-дюймовой броней. Корабль имел характерный и не слишком изящный облик: борта с заметным завалом внутрь, низкий полубак и высокий мостик, напоминающий этажерку. Единственная мачта и высокая дымовая труба довершали картину.
Парадоксально, но в китайском проекте вооружению броненосца не было уделено достаточного внимания. Указывалось, что в барбете главного калибра может быть установлено 260-мм орудие, а на бортовых спонсонах и палубе полуюта – три дополнительных орудия 120-мм калибра. Причиной этого была банальная нехватка современной артиллерии: фуцзяньские корабелы вплоть до окончания строительства не знали, чем вооружать новый корабль.
Водоизмещение 2150 т, основные размерения 59,9 х 12,1 х 4,1 м, скорость 10,5 уз, экипаж 204 чел. Силовая установка 2 паровые поршневые машины тройного расширения с горизонтальным расположением цилиндров производства Фучжоуской верфи, 4 круглых котла, работающих на угле, системы Гао, 2 винта, мощность 2400 л.с., запас угля нормальный 300 т. Вооружение: одно 260-мм/22 орудие фирмы Крупп в носовом барбете, который был дополнительно защищен броневым колпаком котлообразной формы; на бортовых спонсонах размещались два 150-мм/35 крупповских орудия (по одному на борт), укрытых броневыми щитами; четыре 47-мм пушки Гочкиса; две 10,11-мм митральезы Гатлинга, три 457-мм торпедных аппарата. Бронирование: пояс – 203–125 мм; установку главного калибра защищал 125-мм барбет, дополненный 37-мм куполом; боевая рубка – 125 мм, палуба – 50 мм, щиты орудий – 37 мм.
29 января 1888 г. броненосец был спущен на воду. После этого настал черед достройки броненосца на плаву, продолжавшейся до весны 1889 г. Таким образом, строительство «Лунвэй» заняло чуть больше двух лет. Стоимость корабля составила 524 000 серебряных лян. 15 мая 1889 г. броненосец вышел на ходовые испытания. Форсируя ход, механикам удалось разогнать «Лунвэй» до 12,5 узлов, значительно превысив проектную скорость. Возможно, такая нагрузка оказалась чрезмерной. Вскоре после полудня корпус броненосца внезапно сотрясла сильная вибрация, а скорость ходя резко упала. При осмотре кормовой части ныряльщиком выяснилось, что корабль лишился правого винта. С трудом дотянув до завода, «Лунвэй» встал в ремонт, продлившийся целых три месяца. На повторные испытания он вышел только 28 сентября 1889 г. – эту дату и следует считать началом службы броненосца.
Первым командиром корабля стал Линь Юнмо. Вместе с экипажем (в разное время – от 145 до 204 человек) ему постоянно приходилось бороться с неполадками разной степени тяжести. 10 апреля 1889 г. броненосец перешел из Фучжоу в Шанхай. Оттуда корабль должен был проследовать в Тяньцзинь, но его поставили в док английского судоремонтного завода. В конце–концов, с помощью срочно закупленных иностранных материалов, большую часть «детских болезней» броненосца удалось вылечить. 2 декабря 1889 г. Бэйянский флот вышел из Вэйхайвэя в очередной учебный поход на Юг, первым портом захода на пути отряда был Шанхай. 12 декабря командующим флотом адмирал Дин Жучан и его заместитель, англичанин У. Лэнг, посетили «Лунвэй» и приняли участие в очередных испытаниях – третьих по счету. На пробеге, продолжавшемся 3 часа, броненосец показал скорость 11 узлов и заслужил удовлетворительную оценку. По предложению Пэй Иньсэня, броненосец при вступлении в состав Бейянского флота был переименнован в «Пинъюань» («Ping-Yuen»). Так грозная «Мощь дракона» превратилась в безликое «Несущий благополучие», под которым и вошел в историю.
Главным событием в карьере броненосца стала японо-китайская война 1894-1895 гг. 12 сентября флот вышел из Вэйхайвэя и четыре дня спустя прибыл к устью Ялу. «Пинъюань», легкий крейсер «Гуанбин», две канонерки и пара миноносцев вошли в реку для охраны места высадки войск. В 10 ч. утра 17 сентября 1894 г. на юге показался густой дым. Вскоре стало ясно, что к месту стоянки судов подходит вся японская эскадра. Ближе к 14.00 китайские корабли в устье Ялу наконец разглядели сигнал, предписывающий им присоединиться к эскадре. Действуя в паре, «Пинъюань» и «Гуанбин» вышли в море и оказались на правом крыле китайского боевого построения. В 14.30 броненосец завязал бой с крейсером «Мацусима» на дистанции 2300 м. Японский флагман, подвергавшийся в бою наиболее интенсивному обстрелу, уже имел несколько попаданий. Постепенно сближаясь, корабли вели артиллерийскую дуэль, во время которой комендорам «Пинъюань» удалось добиться успеха. 260-мм снаряд угодил в среднюю часть левого борта «Мацусимы» и оказался в кают-компании, превращенной в перевязочный пункт. Пролетев через него, он пробил дюймовую переборку и поразил минное отделение левого борта. Сорвав со станка заряженный (!) минный аппарат и убив 4 матросов, снаряд пробил еще одну переборку и вывел из строя запирающий механизм 320-мм орудия крейсера, обращенного в корму. При этом снаряд раскололся, но взрыва не произошло. Только чудо спасло японцев от детонации собственных боеприпасов.
Между тем «Пинъюань» около 15.30 добился попадания в крейсер «Ицукусима». После этого он сам попал под сосредоточенный огонь японцев и загорелся. Его 260-мм орудие было выведено из строя и около 16.30 броненосец вышел из боя, медленно уходя в направлении Порт-Артура. Еще через час канонада стихла, и сражение завершилось. К вечеру обе стороны почти полностью израсходовали боеприпасы и начали расходиться. Первыми отошли японцы. Китайцы, прикрываясь двумя броненосцами, тоже собрали после боя остатки флота. В бою «Пинъюань» пострадал гораздо меньше других китайских кораблей, хотя в него было зафиксировано 22 попадания, а 12 человек из экипажа были ранены. Один раз на корабле вспыхнул пожар, но был быстро потушен. В целом битву при Ялу «Пинъюань» пережил достаточно благополучно .
После срочного ремонта «Пинъюань» перешел из Порт-Артура в Вэйхайвэй, где и оставался до конца войны. 12 февраля 1895 г., после капитуляции остатков Бэйянского флота, броненосец перешел в руки победителей. Наименование судна в их устах стало звучать, как «Хэйен». 21 марта 1898 г. корабль был причислен к канонерским лодкам 1-го класса и получил новое вооружение. Вместо старых крупповских 150-мм пушек «Хэйен» получил 6-дюймовые скорострельные орудия Армстронга с длиной ствола 40 калибров, а на месте носовой пары 47-мм установили два 120-мм орудия. В составе 7-го отряда императорского флота он принимал участие в русско-японской войне 1904-1905 гг. Ей суждено было стать последним событием в судьбе корабля. 18 сентября 1904 г. «Хэйен», находясь у острова Айрон, наскочил на минную банку. 7 ч. 45 мин. вечера по его правому борту прогремел мощный взрыв. Относительно его последствий существует две версии. Через четыре минуты после взрыва корабль резко накренился на правый борт и затем опрокинулся. Погиб командир капитан 2 ранга Асаба и 197 человек личного состава. По другим сведениям, «Хэйен» затонул на мелководье и мог бы быть спасен, если бы не шторм, разыгравшийся следующим утром.
Автор: Юрий Каторин
Кот настоятельно рекомендует подписываться на журнал "Наука и Техника"
Ещё одну интересную статью из истории броненосного флота и кнопку, с помощью которой удобно сделать пожертвование на развитие канала, можно найти тут.
Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.