Автор: Николай Чувиков
За последние пятнадцать лет дискография The Smashing Pumpkins превратилась в какую-то кучу-малу. Бесконечное количество отдельных песен и интернет-синглов, несколько EP с песнями, которые должны были войти в эпичный сет лонгплеев из 44 треков, альбом с восемью песнями без продолжения (речь идёт о "Shiny and Oh So Bright, Vol. 1 / LP: No Past. No Future. No Sun.", название которого очевидно намекало на сиквел), а теперь вот ещё одна студийная работа с порядковым номером, являющаяся первой частью массивной рок-оперы. Что вообще происходит? Уследить за пертубациями Билли Коргана могут лишь его верные фанаты, в то время как сторонние меломаны почёсывают голову и с увлечением наблюдают за потоками творческой мысли музыканта. Однако шутка состоит в том, что всем этим отрывочным студийным записям есть своё объяснение.
К примеру, "Teargarden by Kaleidyscope" должен был стать музыкальным проектом из сорока четырёх песен, каждая из которых соответствовала той или иной карте таро. Все песни были доступны для бесплатного индивидуального скачивания, а сам альбом должен был растянуться на несколько дисков с соответствующим делюкс-изданием. Однако Билли записал всего тридцать четыре песни, выпустил их в формате двух EP ("Songs for a Sailor" и "The Solstice Bare"), а после этого объявил через Инстаграмм об отмене проекта. После этого The Smashing Pumpkins вошли в привычную творческую колею и выпустили несколько солидных, но достаточно прозаичных альбомов, после чего Коргана снова понесло. В группу вернулись гитарист Джеймс Иха и ударник Джимми Чемберлин, и вся честная компания мигом завалилась в студию Рика Рубина, где записала "Shiny and Oh So Bright, Vol. 1 / LP: No Past. No Future. No Sun." - очень достойный альбом, который при этом удивлял своей крошечной продолжительностью. Вместе с этим, как видимо, в планы The Smashing Pumpkins входила запись продолжения к данному альбому, но только вот эта затея была похороненя без какого-либо внятного объяснения причин. Вместо этого музыканты объяли электронное звучание и выпустили замечательный лонгплей "Cyr", который не имел к "Shiny and Oh So Bright" никакого отношения - ни в плане стилистики, ни в плане лирики.
Корган же решил не сдавать позиции и продолжил осуществлять свои мечты об эпичном многодисковом концептуальном альбоме. В 2020 году, как раз в самый разгар пандемии, он сообщил общественности, что хочет записать сиквел к самому популярному и известному альбому The Smashing Pumpkins - "Mellon Collie and the Infinite Sadness". Причём, по словам музыканта, он планировал заняться этим мероприятием ещё в 2018-ом, да только вот возвращение в группу оригинальных гитариста и ударника спутало все его планы. В итоге музыканты решили выпустить гораздо менее амбициозный лонгплей "Shiny and Oh So Bright, Vol. 1 / LP: No Past. No Future. No Sun.", а уже после этого приступить к более массивным проектам. Непонятно тогда только, откуда в их творческих загашниках взялся альбом "Cyr", но не будем лишний раз подвергать сомнению и анализу поступки Билли Коргана. Он - человек творческий, а посему его часто колбасит в плане идей и задумок. Плюс к этому нельзя не уважать человека, который даже в формате альтернативного рока старается как можно больше разнообразить свою музыку и удивлять слушателя каждой новой своей записью. Могу согласиться, что у него не всегда это получается, но когда он попадает в цель, то угождает в самую десятку.
Итак, "Atum, Act I" - первый из трёх полноформатных альбомов, которые формируют одну массивную рок-оперу, являющуюся сиквелом к "Mellon Collie and the Infinite Sadness". Опять же - нельзя не восхищаться амбициями The Smashing Pumpkins. Однако амбиции амбициями, а что у музыкантов в итоге за музыка вышла?
Самое интересное заключается в том, что ребята не стали возвращаться к пост-гранжевому и психоделическому звучанию "Mellon Collie and the Infinite Sadness", а сохранили свои электронно-роковые амбиции, которые доминировали на "Cyr". Одним же из наиболее ярких отличий является гораздо более выраженное гитарное звучание, которое, однако, гораздо более напоминает поздние экзерсисы группы, нежели их ранние лонгплеи. Вместе с этим на альбоме есть воистину космические пассажи, вводящие слушателя в некое подобие транса и более тяжёлые номера, заходящие на территории современного альтернативного металла. Билли и компания активно экспериментируют со звучанием и будто бы намерено избегают униформизма в песнях - если открывающий трек звучит как внезапный трибьют прог-роковым увлечениям Билли (действительно, заглавный номер альбома вполне мог бы затесаться в бэк-каталог таких групп как Rush или Saga), то "Butterfly Suite" звучит как микс между современным электропопом и альтернативным металлом. Вместе с этим "Embracer" воспринимается как бодрый и активный трибьют ранним AOR-группам, таким как Boston или Journey, а "Steps in Time" радует своей выраженной электрогитарной дорожкой. На других трэках удивлённый слушатель может найти влияния таких жанров как синтипоп, спейс-рок, эмбиент, дроун, нойз... стоит ли продолжать?
И в то время как я воспринимаю такое жанровое многообразие как отображение бесконечных идей Билли Коргана, критики и фанаты уже успели обвинить музыканта в отсутствии фокуса. "Atum, Act I" действительно кажется настоящей сборной солянкой, которая если и является альбомом концептуальным, то лишь в плане лирики и сюжета - в остальном же альбом кажется разнобойным и случайно скомпилированным. Более того, уровень мелодики и аранжировок варьируется драматически: если уже упомянутые треки "Butterfly Suite" и "Embracer" сразу же запоминаются и находят в слушателе эмоциональный отклик, то "Hooligan" и "The Good Mask" уже были окрещены поклонниками The Smashing Pumpkins как худшие песни за всю карьеру группы. Я бы конечно не был так категоричен, но они действительно находятся отнюдь не на самом высоком песнетворческом уровне. В итоге "Atum, Act I" получил такое количество негативных отзывов, что альбому даже достославная "Lulu" может позавидовать. Рок-оперу Билли Коргана не облил грязью лишь ленивый, и мне, честно говоря, от этого грустно: да, The Smashing Pumpkins очевидно разрываются между своими амбициями и идеями, но они определённо недостойны таких негативных оценок. На каждую сомнительную песню на "Atum, Act I" приходится недооценённый шедевр, а за каждой плохой идеей следует воистину гениальная. Более того - рок-оперу эту действительно интересно слушать, ибо никогда не знаешь, что ждёт тебя уже на следующей песне. Понятно, что олдскульные поклонники группы ждут от The Smashing Pumpkins возвращения к пост-гранжевому саунду девяностых, но лично меня более чем радует вот такой вот случайно-экспериментальный подход группы. И мне будет искренне обидно, если Билли откажется от релиза оставшихся двух частей "Atum" ввиду повально негативных отзывов и рецензий.
Да, "Atum, Act I" - альбом не идеальный: он может как восхитить, так и заставить искривиться в излишнем кринже. Однако в этом и состоит прелесть позднего творчества The Smashing Pumpkins - это одна из немногих групп на альтернативной сцене, которая не боится своих идей и постоянно пробует что-то новое, не переживая за результат.
Купить мою первую книгу "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" можно здесь:
Лабиринт: https://www.labirint.ru/books/876888/
Читай-город: https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/2929269/
"Буквоед": https://www.bookvoed.ru/book?id=13565112
Читайте мои книги на Целлюлозе: https://zelluloza.ru/search/details/120365/
#thesmashingpumpkins #atum #alternativerock #electronicrock #США