- «Армянин как-то зашел в церковь. Знакомый священник начал говорить, что армяне неправославные и вообще искорежили всю веру, и тому подобное. Какая вера у армян, по-Вашему? Как правильно креститься?»
У армян армянская вера. Ничего плохого не имею в виду. У них была тяжелая история. Армения географически находится на месте, где сходились две империи, враждующие между собой. Это Византийская и Персидская империи. У Персидской империи с Византией шли постоянные войны. В Персидской империи государственная религия ― зороастризм, а Византия была православной. Армения тоже была православной. Так вот, когда Армения входила в состав Персидской империи, то православных армян начинали там вырезать, потому что их рассматривали как потенциальную пятую колонну, что они предадут, перейдут на сторону православных греков в случае конфликта. Армению часто захватывали персы, очень много пролилось крови ни за что. Но армяне ― молодцы, они выдерживали всё это.
В какой-то момент христиане, бывшие на персидской территории, не приняли Халкидонский собор, то есть были монофизитами. Армения колебалась: оставаться ли православной или стать монофизитской. И ради того, чтобы просто сохранить себя как нацию, как народ, потому что им грозило полное истребление, чаша весов склонилась в сторону монофизитства.
Этот выбор был обусловлен объективными причинами, поэтому вера у них очень-очень близка к православной, и на уровне бытовых вещей, то есть просто народ с народом, мы считаем, что они как бы наши, тоже православные. Если они вдруг приходят ко мне в храм, я могу их и причастить и исповедовать. То есть я их не прогоняю, не говорю им, что они чего-то исказили. У них немножко странные обряды, непонятные для нас, но они обусловлены особенностью их истории.
Например, армяне приходят ко мне и говорят: «У нас что-то произошло, мы пообещали Богу жертву. Благословите, мы хотим жертву принести». Я не знал раньше, чего они хотят. Но сейчас-то я уже знаю, потому что это было неоднократно. Я спрашиваю: «А что вы хотите?» ― «Да вот, барана!» В багажнике у них лежит баран связанный. «Мы, ― говорят, ― здесь его сейчас в жертву принесем». Говорю: «Вы понимаете, это же все-таки христианский храм! Какое жертвоприношение? О чем вы вообще?» Сначала я как-то не понял их, но они объяснили: «Мы здесь не будем никого убивать. Просто прочитайте нам молитву, благословите, что это мы Богу приносим». Я в такой растерянности: что же делать? «Ну, ладно, ― думаю. ― В принципе, помолиться ― что тут плохого?» Взял святую воду, прочитал «Отче наш», помолился: «Господи прими этого барана как жертву». Окропил его святой водой. Они соль еще дали ― тоже святой водой окропил. И тут вытаскивают такой тесак огромный! «Ну, всё, ― думаю, ― началось!» А он у этого барана быстренько ухо чуть-чуть надрезал, капелька крови показалась, и всё. Они сели в машину и уехали. Это такой обряд у них. Они этого барана потом режут, жарят. Это как бы жертвоприношение. Они его сами съедают, но уже как Богу принадлежащее. То есть это уже трапеза священная. Такой обряд для нас странен. Мы не знаем этого обычая, а у них он есть. И еще некоторые вещи у них есть, чего у нас нет. Но по вере они христиане и очень-очень близки к нам.
Плюс еще нужно понять, что они были в очень тяжелых политических условиях, поэтому какими бы мы были на их месте, еще неизвестно. А то, что они в таких условиях сохранили свою самобытность, свою веру, ― это дорогого стоит.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.