Найти тему

Жизненный цикл продукта: как компании избежать «забвения»?

Почти 60 лет назад американский экономист Теодор Левитт опубликовал в журнале Harvard Business Review статью Exploit the Product Life Cycle. Левитт заметил, что абсолютно любой товар, независимо от типа продукта и бренда, переживает естественный процесс рождения и смерти, поскольку неизбежно сталкивается с конкуренцией. На рынке появляются новые предложения, в результате чего падает спрос на старых игроков. Так, например, компакт-диски и зеркальные камеры когда-то вытеснили кассеты VHS и пленочные фотоаппараты, которые ныне превратились в объекты для коллекционирования. Прошло немного времени, и у «новых продуктов» тоже появились конкуренты: теперь на рынке доминируют онлайн-кинотеатры и смартфоны.

Концепция
жизненного цикла (от англ. PLC или Product Life Cycle) описывает этапы, которые переживает продукт: от возникновения идеи и вывода на рынок до спада популярности и прекращения производства. Зная, на каком этапе находится товар, компания может управлять его продвижением и продлевать жизненный цикл.

-2

Первая стадия — вывод на рынок. В начале развития продукта главная задача бизнеса — познакомить с ним аудиторию, изучить первые реакции пользователей и начать формировать спрос. На этом этапе у команды ограничены ресурсы (не только человеческие, но и финансовые), поэтому важно максимально дешево запуститься. Если потратить весь стартовый бюджет не на ту аудиторию, то долго продукт не проживет и не останется средств на его доработку и совершенствование. При выводе продукта на рынок часто хочется ориентироваться на массовое большинство. Однако многие люди с недоверием относятся к новым решениям, даже если они существенно упростят их жизнь.

Вторая стадия — рост. На этом этапе аудитория начинает узнавать продукт, появляются лояльные клиенты, а продажи быстро растут. Главная цель бизнеса — сделать продукт массовым.Вместе с ростом аудитории у продукта увеличивается команда (появляются проджекты, аналитики, маркетологи и другие специалисты), а также добавляются минимум два новых процесса:

Число клиентов увеличивается, поэтому собирать обратную связь, делиться новостями и отвечать на вопросы аудитории становится сложнее. С ростом числа пользователей особенно важно отрабатывать негативные комментарии в социальных сетях и на сайтах-отзовиках. Ведь в публичном пространстве люди намного чаще выражают именно свое недовольство, нежели делятся положительной обратной связью.

-3

На этом этапе точечные продажи уже не приносят должного эффекта. Продукт переключается на клиентов более консервативных, на тех, кто готов пробовать что-то новое, но не хочет быть первым. Здесь хорошо работают контент-маркетинг, тест-драйвы и сотрудничество с лидерами мнений.

Кроме того, этот этап тесно связан с «долиной смерти» — зоной гибели продукта. Попасть в «долину смерти» можно на любой ступени жизненного цикла, но чаще всего это происходит в период перехода от «вывода на рынок» до «роста», то есть в момент, когда вокруг продукта уже сформировалась аудитория ранних последователей, но еще не пришла аудитория раннего большинства. По статистике именно тогда погибают около 90% стартапов.

Третья стадия — зрелость. В этот период продукт занимает значительную долю рынка, спрос растет медленнее, а конкуренция усиливается. Кроме того, стадия зрелости отличается приходом более зрелой и консервативной аудитории, которая не готова прощать продукту промахи, как это делали новаторы и раннее большинство.На этом этапе маркетингу важно фокусироваться не только на привлечении новой аудитории, но и на удержании старой: следить за вовлеченностью пользователей и доходом, который получает компания. Продуктовой команде нужно сконцентрироваться на работе с метриками, ведь на них может повлиять буквально любое изменение продукта, даже новый символ на сайте и миллиметровый сдвиг интерфейса.Чтобы выжить на этапе зрелости, необходимо развивать у менеджеров на всех уровнях управления продуктовое мышление, потому что обеспечить качество «большого» продукта гораздо сложнее.

Четвертая стадия — упадок. В момент упадка потребители теряют интерес к товару, продажи падают, а следом снижается производство. Часто это происходит из-за того, что меняется научно-техническая среда: к этому приводит эволюция материалов и потребления. Если метрики падают, важно искать свежие идеи, например, выходить на неохваченные рынки или добавлять новые фичи внутри существующего продукта и развивать альтернативные направления. Спасти компанию в такой ситуации можно с помощью грамотного продакт-менеджера, который найдет способы возродить продукт.

-4

Когда продукт умирает, у команды есть три варианта действий.

- Прекратить производство, полностью закрыть компанию и отказаться от бренда.

- Трансформировать продукт.

- Поменять нишу или выйти на новые рынки.

Когда продукт уходит с рынка, в проигрыше оказывается не только бизнес, но и лояльная аудитория. Чтобы отказ от привычных вещей не был болезненным, современные компании предлагают клиентам обратить внимание на альтернативные товары у конкурентов или, например, открывают свободный доступ к своим ресурсам.

Однако в последние годы потребность в таких добрых жестах сокращается. Технологии развиваются стремительно, новые версии продуктов и обновленные модели выходят чаще, а компании приучают нас регулярно менять технику, одежду и обувь на новые. Происходит трансформация пользовательских привычек, благодаря чему некоторые компании обретают вечную жизнь.

Для того чтобы всегда удерживаться на «вершине» необходимо постоянно учитывать множественные факторы изменяющегося рынка и предлагать покупателем лучший сервис. Именно следование этим обязательным условиям, позволяет ведущей вендинговой компании «Uvenco» уже больше 15 лет развивать рынок и развиваться вместе со своими покупателями и партнёрами.

Следите за новостями на нашем канале и узнавайте ещё больше о мире успеха!

-5