Начало здесь.
Мы остановились на том, что беглый драгун Андрей Полибин обвинил главу следственной канцелярии Ивана Чебышева и князя Лобанова-Ростовского в том, что они собирались убить Петра I на одной из "потех" на Царицыном лугу. Кроме них, Полибин обвинил князей Ромадановских
и графа Лопухина в таком же заговоре. В доказательство своих слов, Полибин готов был предоставить переписку всех лиц, где излагались планы заговора и убийства царя.
Интересный момент, который поразил меня, это история про коробочку из Швеции, те самые 8 скляночек и "вощаной" человечек. Ведь вуду же. История, достойная экранизации. Замысленное отравление и магические атрибуты. "Гардемарины, вперед" отдыхают.
Так вот, Полибина, конечно, опять выдернули на допрос, где он фактически отрекся от своих показаний, а про письма сказал, что послал их царю и князю Меншикову с Поповым и солдатом Преображенского полка А. Арбузовым.
Тем временем фискал Рюмин начал проявлять повышенный интерес к судьбе колодника, заваливая канцелярию Сената беспокойствами и изветами в отношении Полибина и грозящей ему опасности.
Следствие привлекло к расследованию человека Лопухиных. Для выяснения, на ком был женат стольник в 1713 г. ( а надо отметить, что Лопухин был женат трижды и в своем "извете" драгун назвал жену Лопухина по имени Марфа), следователи расспросили священников церквей, где он венчался, взяли венечную память и письмо митрополита Рязанского и Муромского Стефана с благословением на второй брак. Были взяты и справки из Посольского приказа, по которым выходило, что у Лопухина железное алиби, в июне 1712 года он был отправлен в Константинополь.
Вызвали на допрос и Чебышева, и Лобанова-Ростовского. В расспросах они отрицали все, даже само пребывание их в Москве в начале декабря 1717 г., равно как никто из них Полибина не знал.
Хотя «своеручный» извет от 21 августа 1718 г. драгун подкреплял готовностью принять смертную казнь, после очных ставок в застенке, на дыбе, неутомимый доноситель признался, что оговорил Лобанова-Ростовского, Чебышева, Лопухина с женой и дворецким и Ромодановских.
Выяснилось, что оговор Лобанова Полибину "заказал" колодник Матвей Немолотый, Ивана Чебышева он оговорил "за компанию", так как случайно видел его в канцелярии, Лопухина — зная, что он шурин Лобанова-Ростовского и на него «есть гнев государев», а Ромодановских — потому что Федор Юрьевич был тестем Лопухина (по первой жене, Федосье), соответственно, Иван Федорович - шурином. Писем Лопухина и Лобанова-Ростовского у него никогда не было, а Попову и Арбузову давал изветы на Лобанова-Ростовского и Чебышева (это позднее подтвердил и Попов); которые сочинял вместе с Немолотым и Поповым. Такой вот заговор колодников.
После очных ставок и повторного расспроса, Полибин взял всю вину на себя. В январе 1719 г. бывший драгун пытался покончить с собой, а затем снова стал уличать гвардейских поручиков. В марте 1719 г. четверых колодников - Полибина, Рюмина, Немолотого и Попова отвезли в Преображенскую канцелярию в Петербурге, и процесс тянулся до лета, когда именным указом от 15 июня, объявленным князем И.Ф. Ромодановским, Полибин «за ложные воровские изветы» вместо казни был приговорен к каторжным работам и отослан в Канцелярию полицмейстерских дел с «памятью»: если и на каторге он станет говорить «слово и дело», казнить его, не сообщая в Преображенский приказ и другие ведомства.
Тем не менее каторжник заново написал "извет" и повторил версию о попытке убийства Петра I на Царицыном лугу, но — с другими персонажами. В качестве помощника в доносе он назвал уже знакомого нам фискала Рюмина. Однако в результате переписки с князем Лобановым-Ростовским выяснилось, что Рюмин был передан князю из Преображенского приказа 8 августа 1719 г. по крайней мере до декабря находился для розыска безотлучно в Переславле-Рязанском.
После новых очных ставок с Поповым и пытки Андрей Полибин опять признался в оговоре.
По указу Канцелярии тайных розыскных дел от 24 мая 1720 г. (со ссылкой на 1 и 17 статьи главы 11 Уложения и указ от 15 июня 1719 г.) он был приговорен к смертной казни и четвертован 3 июня за кронверком Санкт-Петербургской крепости.
#делоЧебышева, #запискигенеалога, #генеалогия, #следователи