Неправильно распределенные по дистанции силы к концу месяца свели чтение на нет: два документальных произведения подряд - для меня оказалось многовато. Хотя, будем честны, дело здесь далеко не в жанре, а в теме. Но моему внутреннему мазохисту оказалось и этого мало. "А почему бы наконец-то не прочитать и "На западном фронте без перемен", - подумала я. Vio la! И почти две недели после такого марафона я не читаю больше ничего.
1. Халед Хоссейни – «И эхо летит по горам»
А ведь начинался месяц просто. Уже привычное «афганское стекло» от Халеда Хоссейни. Если бы я ограничилась первыми двумя книгами, ничего бы не потеряла. В этой, на мой вкус, слишком много всего – много персонажей, много разрозненных историй, много ружей, которые так и не выстрелят. Всё как и всегда у автора – афганская трагедия, национальный колорит, много страданий, поломанных судеб и жестокости, эмиграция.
Из трёх больших романов Хоссейни этот – самый слабый, на мой взгляд. Не было здесь цельной картины, увязанной в одну большую историю. За счёт такого подхода оставаться на переднем плане и стать главным действующим лицом должен сам многострадальный Афганистан.
Если это будет первая или хотя бы вторая книга, которую вы прочтете у автора, то, скорее всего вам понравится. Потому что, в целом, придраться здесь не к чему. Но когда эта книга третья, эффект погружения в трагедию целого народа, сопереживания пропадает.
2. Ольга Примаченко - «К себе нежно»
Книги по саморазвитию и психологии не жалую. Но этой удалось создать в процессе чтения/прослушивания такую медитативную атмосферу, что оставаться в ней оказалось легко и приятно.
Почитать подробный отзыв об этой книге можете здесь 👇🏻
Здесь не будет никаких глобальных открытий и просветлений, всё очень просто и понятно. Но, зачастую, все правила бережного отношения к себе, своему здоровью физическому и ментальному мы упускаем из виду. Напомнить об этом никогда не будет лишним, особенно, в такой деликатной и ненавязчивой манере, с которой даже самые очевидные истины не вызывают раздражения.
Скорее всего я даже вернусь к этой книге, когда мне понадобится напомнить себе, что всё со мной в порядке, и я могу делать то, что считаю нужным или то, что приносит мне удовольствие и не зависеть при этом от чужого мнения.
3. «Бремя страстей человеческих»
Одна из лучших прочитанных в этом году книг и прекрасное первое знакомство с автором. Очарована этой историей взросления и поисков себя.
Филип Кэри - сирота, оставшийся на попечении дяди - священника, пытается вырваться из рамок, уготованного ему будущего, не боясь при этом идти наперекор условностям, кардинально меняя города, людей и интересы. С самого начала и до конца ожидала драматичный и совсем не счастливый финал для главного героя, но всё встало на свои места, когда поняла, что роман автобиографичен.
Подробный отзыв уже есть вот здесь 👇🏻
4. Эрик Ларсон - «В саду чудовищ»
Тот редкий случай, когда сразу стало понятно, что это мне нужно прочитать здесь и сейчас. Документалистика всегда идет сложнее, но, как правило, от осознания реальности всего описанного в книге интерес к ней только усиливается.
Германия, 1933 год. Ситуация в стране накаляется с каждым днем. США нужен посол, который не будет обострять и форсировать отношения двух стран и сможет добиться выплат репараций, не смотря на то, что нацистский режим постепенно сбрасывает маски. Один за одним все кандидаты отказываются от должности, в итоге выбор падает на доктора философских наук, преподавателя, человека далекого от дипломатии и посольской работы.
Уильям Додд отправляется в Берлин вместе со своей семьёй, в том числе и с дочерью Мартой, девушкой любвеобильной и общительной. На их дневниковых записях и построена вся книга.
Автору удалось создать атмосферу всеобщего страха, который постепенно расползается по стране и выходит за её пределы. Страшно и больно наблюдать, как все - сами немцы и политики других стран, по началу предпочитают проблему не замечать, пытаются лавировать и приспосабливаться, а когда наконец суровая реальность вламывается в их сознание с ноги, становится слишком поздно.
Шаг за шагом перед нами разворачивается драма, в которой целую страну постепенно парализуют страх, ненависть и жестокость.
5. Себастьян Хафнер - "История одного немца. Частный человек против тысячелетнего рейха"
Всё та же немецкая драма, но уже от лица непосредственного очевидца событий "изнутри". Свои воспоминания немецкий журналист Себастьян Хафнер, он же Раймунд Претцель (настоящее имя автора) написал уже в эмиграции в 1939 году.
Главный вопрос: что случилось с Германией и как она пришла к 1933 году? Помешательство, трагическая ошибка, хитроумная манипуляция или закономерность?
Описывая события, происходившие в стране с 1914 года Хафнер пытается проследить путь, который проделала Германия за два десятилетия до Гитлера, и ответить на вопрос - каким образом нацисты у власти стали реальностью. Собственную жизнь Хафнер описывает с точки зрения среднестатистического обывателя, рассказывая чем жили немцы, что переживали, что видели, как были вовлечены в события на фронтах Первой мировой войны, как менялась их жизнь и как всё это повлияло на дальнейшие события.
Из оптимистичного: сейчас-то мы уже знаем, что и это пройдёт.
6. Эрих Мария Ремарк - «На западном фронте без перемен»
До сих пор я не читала ничего больнее и жестче о войне, даже нашумевшая в своё время «У войны не женское лицо» Алксеевич произвела на меня меньшее впечатление.
«Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов» Эрих Мария Ремарк
Мне никогда не понять того, как кто-то прочитавший эту книгу и уж, тем более, заявляющий о своей симпатии к творчеству Ремарка, может желать войны, стремиться к ней всем существом, романтизировать и воспевать её.
История, рассказанная от имени немецкого солдата Пауля Боймера, оказавшегося на передовой Первой мировой войны. Порой чересчур реалистичные зарисовки окопного быта фронтовых товарищей Пауля перемежаются с ещё более реалистичными подробностями с поля битвы, на котором одни теряют конечности, а другие умирают в удушающей агонии под газовыми атаками.
И красной нитью проходит трагедия целого поколения, которое оказалось безжалостно перемолотым в этой мясорубке.