Прошлой зимой мы активно путешествовали на автодомах. В декабре ездили в Тюмень на полуинтеграле Hymer Tramp S 680, в январе - в Елец на кастенвагене Sun Living Family V60 SP и в феврале - за Полярный круг на альковном Sun Living A70 DK. По итогам тест-драйвов мы составили чек-лист, по которому вы легко определите зимний автодом.
Чек-лист. Характеристики зимнего автодома
1. Толщина пола и стен
У зимнего автодома толщина пола составляет 45-50 мм, а стен - 35-40 мм.
2. Материал утеплителя
Зимним утеплителем считается вспененный пенополистирол XPS.
3. Двойной пол
В двойном полу размещается канализация. Под днищем автодома не должно быть видно труб и бака сточной воды. В иных случаях бак помещают в специальную "рубашку", которая подогревается отоплением или от 12В, чтобы вода в нем не замерзла. Бак с чистой водой размещается в салоне, тогда вода не замерзнет при салонной температуре.
4. Теплый пол
Пол в автодоме будет теплым, если он двойной и прогревается отоплением (ALDE с контуром обогрева пола, либо в пространство поступает горячий воздух от Truma Combi). Иногда в пол встроен электрический подогрев от 220В, но эффективность у него небольшая и требуется внешнее подключение в кемпинге или к генератору.
5. Отопление
Лучшим для зимнего автодома считается жидкостное отопление ALDE, которое работает от газа или от 220В. Трубки с антифризом проходят вдоль стен, в полу, равномерно прогревают автодом. С отоплением ALDE автодом дольше остывает.
На втором месте - дизельное отопление Truma с раздувом тепла по салону. Остаток дизеля проще отследить, расход меньше, чем у газа. Заправить дизель тоже намного проще, чем газ.
С газовым отоплением тоже можно путешествовать зимой. Газовое воздушное отопление быстрее нагревает автодом, чем в случае с жидкостным. Но газ расходуется довольно быстро и без специальных устройств трудно отследить, когда закончится.
6. Тип автодома
Зимними могут быть альковники, полуинтегралы, интегралы. Кастенвагены, за редким исключением, это летние автодома. Все дело в утеплении стен и пола, мостиках холода и, конечно, сдвижной двери и задних распашных дверях. Слишком большие потери драгоценного тепла.
Стены альковов и полуинтегралов из сэндвич-панелей, в таких автодомах летом не жарко, зимой теплее. Если отопление внезапно отключится, эти автодома остывают дольше кастенвагена с железными стенами и тонким утеплителем.
7. Ходовые характеристики
Базовый автомобиль не имеет большого значения: Fiat Ducato, Mercedes Benz и прочие коммерческие платформы. Зимой автодом управляется лучше с помощниками водителя: ESP, Traction+. Полный привод, разумеется, будет большим плюсом к проходимости и к цене автодома.
Вывод
Из трех автодомов самым теплым оказался полуинтеграл Hymer Tramp S 680, благодаря более толстым стенам с полиуретановым утеплителем.
В кастенвагене холодно спать из-за распашных дверей, альков трудно прогреть полностью из-за большого салона и тонких стен в случае с Sun Living.
Большое значение имеет качество материалов, технология сборки автодома. Это сильно влияет на цену автодома. Зимний автодом значительно дороже летнего.
Летний автодом можно подготовить к зимним путешествиям самостоятельно, но это тема для отдельной статьи.
Зимние тест-драйвы автодомов читайте по ссылкам