Найти в Дзене
Фактум

Человечество готовится к борьбе с вирусами-отморозками

Оглавление

Биологи исследуют наследие вечной мерзлоты, которая перестала быть вечной. Один из «подарков» древности — микрофлора.

Человечество готовится к борьбе с вирусами-отморозками. Изображение из открытых источников.
Человечество готовится к борьбе с вирусами-отморозками. Изображение из открытых источников.

Задача — выделить потенциально опасные вирусы и микробы. Оказалось, что после разморозки они живее всех живых и могут заражать биосферу после десятков тысяч лет бездействия.

Не вечная вечная мерзлота

Тысячелетиями заполярные и околополярные территории покрыты километрами промерзших почвы и грунта. Только летом температура превышает ноль по Цельсию. Однако ситуация меняется. Вечность кончилась. Вслед за глобальным потеплением мерзлота начала оттаивать.

В числе оттаявших и оттаивающих сюрпризов — древние микроорганизмы. Самому старому — почти 50 тысяч лет. Его нашли на дне озера. Группу вирусов обнаружили в шерсти мамонта и кишечнике сибирского волка.

В чём угроза

Биологи интересуются двумя группами микроорганизмов — вирусами и микробами. И если против микробов у нас есть антибиотики, то с вирусами все сложней. Это показала свежая пандемия. Оружие — только планомерная работа по профилактике и вакцинация.

Из 13 обнаруженных древних вирусов для человека не опасен ни один. Они все «работают» против одноклеточных организмов. Однако шанс «разморозки» очередного врага человеческого не исключен. Причем потенциально вирусы могут угрожать не только людям, но и растениям, и животным.

Финансовая сторона таяния

Биологи изучают потенциальные вирусные угрозы. Пока это, скорее, теоретические рассуждения — «а что будет, если?»
Однако таяние мерзлоты представляет реальную опасность для Севера России. Промерзшие грунты покрывают более половины площади РФ.

На мерзлоте пока стоят Воркута, Чита, Салехард, Петропавловск-Камчатский, Улан-Удэ, Якутск, Магадан. Советское градостроительство может сыграть с ними злую шутку. Там строили «на века» — такие же многоэтажки, как в центральной России, только фундамент посерьезней. В Канаде, например, на мерзлоте ставят исключительно легкие одно- и двухэтажки, которым таяние мерзлоты не так страшно.

Советские постройки на поплывшем грунте уже трескаются. Расходы бюджета РФ на ликвидацию последствий таяния оцениваются в 172 млрд руб. в год. Эта сумма сопоставима с ежегодными дорожными расходами российской казны.

А как вы оцениваете перспективы потепления?

Автор: Сергей Хохлов, независимый автор медиагруппы «Хакнем».

-2