Найти тему
Достойный

Капитал, как и землю - больше не производят? Часть 1

Одной из причин кризиса феодализма, как учили в школах и университетах, был земельный кризис. Поскольку при росте числа наследников (любых кровей, от последнего пейзанина до принца) земель не прибавлялось, то очень быстро по историческим меркам общество упиралось в тупик. Производительность труда (любого, от управленческого до крестьянского) на уменьшающихся наделах падала до степени невозможности поддержать не то что развитие, а самовоспроизводство - что государства, что населения.

Вариантов достаточное долгое время было всего два:

  1. Устроить войну, "лишних" убрать с поляны и начать цикл дробления земель на наделы заново
  2. Осваивать пустые, ранее не занятые земли.

Первый вариант давал возможность роста экономики на 10-15% за сто лет, что по временам Средних веков до Нового Времени (1500 года от Р.Х.) считалось очень даже неплохим результатом. Второй вариант был ограничен транспортными возможностями экспансии - в Европе надо было переплывать моря и океаны, а в России - идти пешком или ехать на лошадях через бескрайние лесные просторы. Что требовало соответствующих средств передвижения и здесь государства Европы смогли резко вырваться вперед.

Корабль был на порядки более грузоподъёмным средством чем телега и после освоения к 15 веку строительства трёхмачтовых кораблей с косым парусом, позволяющим сохранять ход при любом направлении ветра, и с водоизмещением порядка тысячи тонн, путешествия через Атлантический океан перестали быть чем-то невероятным.

В России же до строительства сети железных дорог движение "по параллелям" - с Запада на Восток и обратно - было весьма затратным и малоподьёмным делом. Даже речной транспорт не спасал положение - если посмотреть на карту, то речной путь от Москвы до Урала по маршруту Ока - Волга - Кама - Чусовая был совсем не прямым, а с порядочными зигзагами то к югу, то к северу. За Уралом только бассейн Оби в Западной Сибири давал возможность использовать речную сеть для более-менее равномерной логистики, ну а дальше на восток тысячи километров не было и этого. Реки текут строго с юга на север, кроме Амура, за которым располагались почти всегда враждебно настроенные государства. Но вопросы логистики перевесили военные опасения и Амур, после серии войн с Империей Цин, стал не только границей, но и основной транспортной артерией России на Дальнем Востоке.

При этом следует учитывать, что абы какая земля не может служить источником процветания, а только та, что способна прокормить население. Если урожай в объёмах, достаточных не только для самопрокорма крестьянина, снять невозможно, то она интересна только в случае получения с неё каких-либо ништяков методом самого банального собирательства, да и охоты, конечно. В этом смысле меха и пушнина в Средние Века были в Европе самым желанным российским товаром - своих пушных зверей европейцы давно выбили, а верхняя одежда разной степени утеплённости требуется как минимум на треть года.

К тому же меха и пушнина достаточно лёгкие при высокой цене и с лихвой оправдывают затраты на транспортное плечо от Урала/Сибири до Западной Европы минимум в две тысячи километров.

Однако, как быстро по историческим меркам выяснилось (раньше для Европы, позже для России) расширение феодализма до планетарных масштабов лишь оттянуло его конец.

Ибо, как верно заметил постфактум столетия спустя Марк Твен

землю больше не производят

И снова человеческая цивилизация упёрлась в предел экстенсивного на тот момент развития. Надо было придумать что-то другое, выйти из плоскости земельных участков в новое измерение и это измерение было найдено.

Комбинация денег и товарного производства дала капитал, вытащивший цивилизацию из системного кризиса феодализма, ведь теперь с одного земельного участка, занятого заводами и фабриками, можно было получать в разы, да что там в разы - на ПОРЯДКИ больше товара, чем при самой успешной сельскохозяйственной деятельности.

Попутным, но очень приятным эффектом стал фантастический скачок научно-технического прогресса. По той же причине - резкой концентрации знаний и умений на ограниченном заводским забором пространстве. Что требовало соответствующего компетенций работников, что влекло за собой появление "индустрии знаний" в привычной нам форме - в качестве практического приложения ума к реальному делу, а не схоластики средневековых университетов. Количество перешло в качество и буквально за 200 лет, к 1900 году, планета Земля приобрела в основном такой же вид, что мы можем наблюдать и сегодня.

Что же случилось потом? Об этом в следующей статье.