На правом берегу реки
Столица Республики Саха - Якутск - город уникальный.
Во-первых, это самый крупный и густонаселенный город расположенный в местах вечной мерзлоты - по состоянию на 2021 г. население Якутска составляло 355 443 человек.
Во-вторых, город не имеет железнодорожного сообщения с другими городами страны.
В-третьих, город расположен на огромном расстоянии от других крупных городов: по дороге от Иркутска до Якутска более 3100 км, от Благовещенска - 1769 км, от Хабаровка - 2339 км*
Ну и напоследок главный для нас факт: Якутск расположен на левом берегу реки Лены, а федеральные трасса А-360 "Лена", соединяющая Якутск с другими городами Дальнего Востока, проходит по правому берегу р. Лены.
И между ними нет моста...
Раньше основным транспортным путем в Якутск была река Лена по которой активно велось судоходство. Река и сейчас является главной артерией города, однако большое значение также стала иметь и дорога.
Трасса А-360 "Лена" отходит от другой федеральной трассы Р-297 "Амур" на юге и тянется на север до поселка Нижний Бесях, расположенном на правом берегу Лены, напротив Якутска. Отсюда в Якутск отправляются паромы. Паром - единственный способ добраться до Якутска с "большой дороги" в летне-осенний период.
Зимой, когда Лена замерзает, через реку открывают зимники - специальные ледовые переправы через реку.
Планы на мост
Очевидно, что иметь оторванную от беспрепятственного транспортного сообщения столицу региона не очень удобно. Идея строительства моста для связи Якутска с федеральной автодорогой появилась уже давно. Ещё в начале 1980-х годов во время активного строительства байкало-амурской магистрали (БАМ) появились первые предпосылки к строительству. Изначально планировалось, что до Якутска протянут железную дорогу, а мост стал бы связующим звеном как для автомобилей, так и для железнодорожного транспорта. Проектные институты рассматривали несколько вариантов строительства, но в итоге ни один так и не был принят. Шло время, о проекте регулярно говорили, но реальных подвижек к строительству не было. В 2013 году Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) пыталось заключить концессионное соглашение на строительство моста, и даже был объявлен победитель конкурса в лице ООО «Транспортные концессии (Саха)», но договор заключен не был, а планируемые ресурсы были перенаправлены на строительства Крымского моста.
Новый виток история моста получила только в 2018 году, когда проект был презентован региональными властями. Стоит отметить, что к этому времени идея строительства железнодорожного пути в Якутск также осталась без движения, поэтому презентуемые проекты (а их было несколько) предусматривали строительство только автомобильного моста. За право реализовать план строительства моста через Лену боролись две компании - китайская PowerChina International Group Ltd и отечественная АО "Группа ВИС",
По итогу конкурса в 2020 году победителем за право строить Ленский мост была признана Группа "ВИС".
Изначально стоимость строительства оценивали в 83,4 млрд рублей, однако в 2021 году проект чуть не забраковали из-за высокой цены. В итоге стоимость снизили до 68,46 млрд рублей (минус 14,94 млрд руб.)
Финансирование планируется поделить почти в равных долях между концессионером и федеральным бюджетом.
Согласно официальному сайту Ленского моста, протяженность пролетного строения составит 3,1 км, а с учетом наземных подходов к мосту, общая протяженность объекта составит 14,9 км. Дорога будет II технической категории, иметь 2 полосы для движения (1+1) и 2 русловых пролета по 840 метров для обеспечения речного движения.
Плата за проезд
Еще в конце 2019 года появилась резонансная новость, что проезд по мосту будет платный для всех видов транспортных средств. Уже на следующий день власти республики выступили с официальным опровержением данной новости. Однако сразу после внесли поправку: платный, но не для всех.
Плату за проезд будут взымать с водителей грузовых транспортных средств, а для легковых он будет бесплатным.
В разделе FAQ официально сайта Ленского моста сказано следующее:
Согласно п 1.3 статьи 37 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проезд легковых автомобилей, в том числе с прицепом высотой до 2 метров и мототранспортных средств по платным автомобильным дорогам и мостам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется без взимания платы.
Предполагается установить платный проезд для грузовых автомобилей. Тарифы за проезд будут установлены на момент ввода в эксплуатацию Объекта.
Казалось бы можно выдохнуть, но в вышеуказанном ФЗ №257 есть небольшая оговорка:
Статья 37. Обеспечение альтернативного бесплатного проезда транспортных средств
..........................
1_1. Решение об использовании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях автомобильной дороги, участка автомобильной дороги или отдельного искусственного дорожного сооружения, являющегося участком автомобильной дороги, на платной основе для проезда транспортных средств без соблюдения условий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, может быть принято в отношении введенных в эксплуатацию:
..........
2) отдельных искусственных дорожных сооружений, являющихся участками автомобильной дороги и созданных и (или) реконструированных на основании концессионных соглашений в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, а также соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве;
Иными словами, дорога не может быть платной, если нет бесплатной альтернативы. Исключения - районы Крайнего Севра.
Перечень районов Крайнего Севера регулируется Постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946. В соответствии с ним, вся территория Республики Саха (Якутия) относятся к районам Крайнего Севера.
В районах крайнего севера альтернатива платной дороге не обязательная, а плата за проезд может быть установлена на основании условий концессионного соглашения. Именно концессионное соглашение заключено между правительством Якутии и Группой "ВИС", что фактически дает властям республики и застройщику полное право на установление платного проезда для всех видов транспорта.
Ну а пока строительства моста началось только в части разработки и согласования роектной и рабочей документаций, до ввода объекта в эксплуатацию и решения принятия о его платной форме остается еще достаточно много времени.
Власти очень хотели успеть возвести мост к концу 2024 года, но пока работы еще фактически не начаты, а с учетом сложной обстановки в стране из-за санкций, сроки кажутся все менее реальными.
Однако мы продолжим следить за строительством данного мега-проекта и будем надеется, что мост все же свяжет Якутск с федеральной трассой и остальной территорией страны.
*(по данным avtodispetcher.ru).
_____________________
Если Вам понравился данный пост, не стесняйтесь ставить "лайк" и подписываться на канал. Будет еще много интересного!