Найти тему

История хеттов: как 2 народа создали царство, покорившее Вавилон.

Оглавление

2000 лет до нашей эры.

Египет вошел в период Среднего царства. Начинается новый расцвет Нильской цивилизации под властью XII династии фараонов.

Египтяне ведут успешные войны на юге, в Нубийских землях.

Победы позволят им закрепиться на рубеже вторых порогов Нила.

-2

До вторжения в дельту Нила гиксосов – семитских захватчиков с востока - осталось около 300 лет.

Египет пока наслаждается силой и независимостью.

В Месопотамии на рубеже 2-х тысяч лет до нашей эры идут процессы смены доминирующих этносов.

Древние царства Междуречья – Шумер и Аккад движутся к закату своего могущества.

С востока и запада в долины рек Тигра и Ефрата вторгаются племена эламитов и амореев.

-3

Натиск этих племен положит конец политической гегемонии государств Шумера и Аккада.

Семитские племена амореев воспримут культуру своих предшественников и позже создадут сильное государство.

В истории оно будет известно как Старо-Вавилонское царство.

Одним из выдающихся правителей этого царства станет Хаммурапи.

В северной части Плодородного полумесяца обитают племена хурритов.

-4

На их землях будет создано яркое, но не долговечное государство - Митанни.

Рядом, в среднем течении реки Тигр, крепнет Ассирия, готовясь через одну тысячу лет, стать гегемоном в Передней Азии.

-5

Вдоль восточного побережья Средиземного моря пролегла земля Ханаан.

Ее населяют древние семитские племена: амореи, угариты, аммонитяне, а также несемитские народы – хурриты.

На окраине этого бурлящего мира, в центре Малой Азии, на территории современной Турции, жили племена, которые называли себя – хатти.

К началу 2-го тысячелетия до нашей эры народ хатти представляли собой разрозненные племена.

Они занимали земли преимущественно в среднем течении реки Галис, современное название реки – Кызыл-Ирмак.

Основным занятием хатти было скотоводство и земледелие.

В период расцвета Хеттского царства, будет высоко развито ремесло, особенно связанное с обработкой металлов.

О происхождении народа хатти известно не много.

-6

Исследователи установили, что они говорили на языке, который НЕ относился к индоевропейским языкам. Иными словами, хатти не были индоевропейским народом.

В экономическом и культурном развитии они уступали развитым цивилизациям речных долин Нила, Ефрата и Тигра.

Тем не менее, примерно за две тысячи пятьсот лет до нашей эры в земли хатти проникают купцы древнего Аккада.

Они основывают торговые колонии, которые со временем разрастаются в города.

Ближе ко 2-му тысячелетию, аккадских купцов на землях хатти вытесняют ассирийские купцы.

-7

Одним из крупных торговых форпостов в стране Хатти станет город Канес или в ином произношении Каниш.

С этим город также ассоциируют город Неса, который тесно связан с историей Хеттского царства.

Интерес торговцев Аккада и Ассирии к землям хатти объясняется выгодным географическим положением, а также изобилием металлов.

-8

Сухопутные пути, проложенные через страну Хатти, соединяют Черное и Средиземное моря.

По этой территории идут вереницы нагруженных ослов на запад до Эгейского моря и обратно в Месопотамию.

-9

Занимая центральную часть Малой Азии, которую в последующие века назовут - Капподокия, народ хатти недолго пребывал в одиночестве, наслаждаясь простой жизнью пастухов и земледельцев на перекрестке торговых путей.

В 3-м тысячелетии до нашей эры в Малую Азию проникают первые индоевропейские племена.

-10

Откуда они пришли: с Балкан или из Северного Причерноморья через Кавказ, пока достоверно не установлено.

Некоторые ученые придерживаются мнения, что индоевропейские племена проникали через Кавказ.

Примерно через 1200 лет, точно таким же путем, через Кавказ, в Малую Азию вторгнутся киммерийцы.
Они нанесут тяжелые удары по государству Урарту.
От их нашествия сильно пострадает Фригийское царство, которое раскинется на землях, ранее принадлежавших хатти.
-11

Киммерийское вторжение произойдет в VIII веке до нашей эры, то есть более чем через одну тысячу лет после проникновения первых индоевропейских племен в землю хатти.

Пришлые народы, прибывавшие в страну Хатти, говорили на индоевропейском языке, который называют несийским или неситским.

Потеснив местные племена, носители несийского языка, по-прежнему называют завоеванную землю страной Хатти.

При этом, окружавшие их народы стали называть пришельцев хеттами.

В научной литературе индоевропейские племена, говорившие на несийском языке, принято именовать хеттами.

Древнейшее же население страны Хатти обычно называют протохеттами.

За несколько столетий несийские племена сольются с протохеттами и образуют единый народ.

При слиянии неродственных друг другу народов победил несийский язык. При этом язык индоевропейских завоевателей значительно обогатился за счет протохеттского языка.

Кроме носителей несийского языка, в Малую Азию проникают другие, родственные им индоевропейские народы: лувийцы и палайцы.

Лувийские племена обосновываются южнее хеттов, облюбовав прибрежные территории Средиземного моря.

-12

Палайцы вероятнее всего селились севернее хеттов, ближе к Черноморскому побережью.

Племена лувийцев окажут значимое влияние на становление и развитие Хеттского царства. На одном из этапов истории, Хеттское государство будет пользоваться лувийским иероглифическим письмом.

Обосновавшись в стране Хатти, носители несийского языка начали объединение живущих там народов.

Разрозненные племена группировались вокруг городов, бывших торговых колоний Аккада и Ассирии.

-13

Коренные, протохеттские племена в основном были сосредоточены вокруг города Хаттуса, который еще называют Хаттуш,

Хетты, носители несийского языка, преимущественно обитали в городах Куссары, Неса, а также Пурусханда или Бурушханда.

В этих городах жило смешанное население: хатти, ассирийские торговцы, хурриты и сами хетты.

-14

Вероятнее всего, индоевропейский диалект жителей города Неса лёг в основу несийского языка.

Процессы объединения хеттских племен между собой, а также их слияние с протохеттскими народами, не обошлись без войны.

В период примерно с 1790 по 1750 годы до нашей эры правитель города Куссар, известный под именем Анитта, продолжил начатое его отцом Питханой объединение племен.

Питхана, будучи правителем Куссары, выступил с войском против Неса и ночью взял город приступом.

-15

Правитель Неса был схвачен. Однако самим жителям города Питхана не причинил зла.

Анитта продолжил военные походы отца.

Его войско двинулось на север и осадило Хаттусу, оплот протохеттских племен.

Анитта дважды разбил войска Пиусти – царя Хаттусы и овладел городом, который был разрушен.

Позднее, правитель Пурусханды тоже был покорен и признал себя вассалом.

Объединенные под властью Анитты области и города станут ядром Хеттской державы.

Забегая вперед, следует сказать следующее.
Хеттское царство, основу которого заложил Анитта в XVIII веке до нашей эры, просуществует около 6 столетий.
Государство хеттов падёт в XII веке до нашей эры под натиском «народов моря», хлынувших не только в Малую Азию, но и на побережье Египта и Ханаана.

Но об этом вы узнаете, дочитав историю хеттов до конца.

Шести вековую историю Хеттского царства условно делят на 4 периода.

Первый именуют Ранний период.

Он охватывает время примерно с 1800 по 1750 годы до нашей эры.

К Раннему периоду относят правления двух правителей: Питхана и Анитта.

Именно в Раннем периоде были объединены первые области, впоследствии ставшие сердцем Хеттского царства.

-16

Примерно в тоже время, когда Анитта завершает свое правление первым объединением хеттских племен,

далеко на юге, союз семитских и хурритских племен вторгается в Египет и захватывает дельту Нила.

-17

Нижний Египет примерно на сотню лет окажется под властью правителей известных под названием – гиксосы.

Второй период истории хеттов именуют – Древнее царство.

Период Древнего царства длился около 250 лет, начиная примерно с 1750 по 1500 год до нашей эры.

-18

За это время в Хеттской державе сменилось около 10 правителей:

  • Тудхалия I(1740 – 1710),
  • Пу-саррума (1710 – 1680),
  • Лабарна (или Табарна) I (1680 – 1650),
  • Лабарна II он же Хаттусили I (1650 – 1620),
  • Мурсили I (1620 – 1590),
  • Хантили I (1590 – 1560),
  • Циданта I (1560 – 1550),
  • Аммуна (1550 – 1530),
  • Хуцция (1530 – 1525),
  • Телепину (1525 – 1500).

Правители периода Древнего царства продолжили военную экспансию, расширяя границы Хеттской державы.

Первым удачливым правителем периода древнего царства оказался Лабарна I.

Он подчинил хеттам восточные области Малой Азии.

Хеттские тексты начинают историю страны с правления этого владыки. А его имя становится нарицательным и в дальнейшем используется в качестве титула главы Хеттского государства.

Сын Лабарны – Хаттусили I, взойдя на хеттский трон, продолжил военные походы.

-19

Однако в отличие от отца, Хаттусили вышел за пределы Малой Азии и вторгся в северные области Сирии.

Некоторые историки считают, что

ко времени вторжения Хаттусили I в северные области Сирии, эти земли занимало царство Ямхад.

-20

Центром этого царства был древний город Халпа, который позднее арабы называли Халеб. Сейчас на его месте располагается современный Алеппо.

Хаттусили напал на Халпу.

Есть мнение, что царство Ямхад было создано семитскими племенами амореев.

В свою очередь амореи входили в объединение племен известное под названием гиксосы.

В то время Халпа была опорным пунктом гиксосов на севере.

В период правления Хаттусили, захватчики сохраняли свою власть в дельте Нила.

Гиксосы представляли собой обширное, но внутренне непрочное объединение разных, но преимущественно семитских племен.

Первоначально, гиксосами египтяне называли только правителей объединенных пастушеских племен.

Однако позднее так стали называть все семитские племена, входившие в союз захватчиков.

Хаттусили не смог взять Халпу.

-21

Причина, вероятно, состояла в том, что амореи, входившие в объединение племен гиксосов, на тот период еще обладали достаточной военной силой.

Однако с задачей захвата Халпы справился сын Хаттусили - Мурсили I.

К началу его правления египтяне стали добиваться успехов в борьбе с гиксосами.

Вооруженное сопротивление коренного населения Древнего Египта ослабляло захватчиков.

Это позволило Мурсили I одержать победу в северной Сирии и захватить Халпу.

Город был разграблен, а жители уведены в рабство.

Некоторые историки считают, что победы хеттов в северной Сирии способствовали окончательной победе египтян и изгнанию гиксосов из дельты Нила.

Одержав победу над Халпой, Мурсили устремил свой взор на Вавилон.

-22

К этому времени на землях, занимаемых хурритами, образовалось государство Митанни, которое ассирийцы называли Ханигальбат.

Оно преграждало хеттам путь на Вавилон.

Некоторые историки считают, что Мурсили заключил союз с Митанни и двинул войско на юго-восток в Месопотамию.

Другие придерживаются мнения, что хеттский владыка прошел через Митанни вдоль русла Ефрата, не углубляясь в недружественные земли хурритов.

Как бы там ни было, хеттский правитель беспрепятственно достиг Вавилона.

Примерно в 1595 году до нашей эры хетты осадили и разграбили древний город.

-23

Захватив золото и серебро, Мурсили I вернулся домой, угнав в Хеттское царство множество рабов.

Победа хеттского царя, объясняется не только силой хеттского оружия и предполагаемым союзом с государством Митанни.

К моменту похода Мурсили I, Старо-Вавилонское царство приходило в упадок.

Вторжение хеттов ускорило завершение старо-вавилонского периода в истории Междуречья.

-24

Через несколько десятков лет Вавилонское царство будет захвачено касситами – воинственными племенами, обитавшими в горных областях к северу от Элама.

Между военными походами в Сирию и Вавилон в Хеттском царстве произошло значимое изменение.

Столица из Неса была перенесена в Хаттусу – город протохеттов.

-25

По всей видимости, смена столицы подчеркивала состоявшееся объединение 2-х неродственных племен: коренного населения хатти и пришлых индоевропейских племен, носителей несийского языка.

Несмотря на слияние двух народов,

внутри хеттской знати шла нешуточная борьба за власть.

-26

Успешные походы Мурсили I, захват золота и рабов, наверняка, распаляли властные аппетиты хеттской знати.

Вскоре по возвращению из Вавилона Мурсили пал жертвой заговора.

-27

В истории Хеттского царства начался период дворцовых переворотов и кровной мести, которая сопровождала ожесточенную борьбу за власть.

Период волнений и смут продлился около 100 лет и ослабил Хеттское царство.

Слабостью Хеттской державы воспользовались не только хурриты, атаковавшие с востока и из Северной Сирии, но и каскейцы, обитавшие в Понтийских горах к северо-востоку от хеттов.

В период правления Хантили I, который, к слову, участвовал в заговоре против Мурсили, хурриты вторглись в земли хеттов.

-28

В ходе одного из хурритских походов в плен попала хеттская царица Харапсили вместе сыновьями.

Вероятнее всего она была похищена и передана хурритам.

Судьба хеттской царицы и ее сыновей незавидна.

-29

Они все были убиты.

Есть мнение, что предпосылки и причины кровавой вражды среди хеттской знати, заключались в системе престолонаследия.

По хеттским обычаям право наследовать власть имели не только члены семьи правителя, то есть прямые потомки царя, но и все представители царского рода.

Понятно, что количество родичей царя значительно превышало число его прямых потомков.

Бесчисленные ближние и дальние родственники царя, жаждавшие власти, нагнетали ожесточенную борьбу, для которой все средства хороши.

-30

Такое положение дестабилизировало власть и угрожало государству в целом.

Решение проблемы нашел последний правитель периода древнего царства – Телепину.

Он провел реформу системы престолонаследия и установил правила отношений между царем и знатью.

Право наследовать власть сохранялась только за прямыми потомками царя.

-31

По новой системе устанавливалась следующая очередность наследования трона.

Главенствующий приоритет имел старший сын царя от первой, то есть законной жены.

Если такого не было, то право на трон переходило ко «второй ступени», то есть к старшим сыновьям от других жен и возможно от наложниц.

-32

Если царь не имел мужского потомства, то власть передавалась мужу первой царевны, то есть дочери от первой жены царя.

Ограничение круга потенциальных наследников снижало страсти племенной знати, разгоравшиеся до кровавых усобиц.

Кроме реформы престолонаследия, Телепину регламентировал разрешение споров знати между собой и с самим царем.

Разрешение споров передавалось совету, который назывался тулия.

-33

В это государственное учреждение входили сыновья царя, его родственники, высшая племенная и придворная знать, а также начальники телохранителей.

Право судить высшую знать, в том числе, братьев и сестер царя, было передано тулии.

Царь не мог единолично вершить над ними суд и тем более казнить, без решения совета.

Если кто-то из высшей знати признавался тулией виновным, то правитель имел право его казнить.

Но даже в этом случае царь не имел права причинять зло семье казненного.

-34

Принадлежавшее виновному имущество (дома, поля, рабы и скот) переходило по наследству семье.

Царь не имел права его конфисковать.

Если правитель самовольно расправлялся с кем-либо из высшей знати, то его самого могла судить тулия и приговорить к смерти.

Помимо тулии у хеттов существовало собрание воинов, известное под названием панкус, то есть толпа.

В отличие от древних времен племенной демократии, в период Хеттского царства в панкус входили не все воины, а только привилегированная часть:

  • телохранители царя,
  • начальники тысяч,
  • высшая знать.
-35

В конструкции Хеттского царства власть правителя была ограничена демократическими элементами: советом – тулией, и собранием воинов – панкусом.

В данном аспекте общество хеттов разительно отличается от древних земледельческих обществ Месопотамии, в которых царь обладал абсолютной, деспотической властью.

Интересное, на мой взгляд, объяснение подобного различия, можно найти

в историческом труде Герберта Уэллса «История мировой цивилизации».

-36
Да, я тоже был приятно удивлен, когда узнал, что Герберт Уэллс писал не только фантастические романы, но и был историком, занимавшимся исследованием древних цивилизаций.

Уэллс так объясняет причины, отличавшие устройство древних земледельческих обществ от пришлых племен индоевропейцев.

Жизнь древних людей в земледельческих общинах Месопотамии и Египта была неразрывно связана со жрецами.

-37

Зависимые от капризов погоды и таких природных явлений, как наводнения и засухи, древние обитатели Междуречья и Нила нуждались в сведущих людях.

Первые жрецы обладали утилитарными знаниями, помогающими земледельческой общине выжить.

Тысячи лет, с освоения людьми орошаемого земледелия, жрецы накапливали знания, постепенно обособляясь в отдельную касту.

Из среды жрецов выдвигались первые правители, впоследствии обожествляемые.

-38

Выживание земледельческих общин обеспечивалось строительством и поддержанием ирригационных систем.

Эти цели достигались за счет выстраивания жесткой иерархической структуры общества, где на самом верху восседал богоподобный правитель.

Становление и развитие индоевропейских племен шло по иному пути.

-39

Они были преимущественно скотоводами.

Земледелие у них тоже было, но оно сочеталось с полукочевым образом жизни.

Индоевропейским племенам незачем было строить ирригационные системы.

Они засевали землю, снимали урожай и переходили на другое место.

При такой системе хозяйствования, ведущую роль приобретали не жрецы, которые, безусловно, были у арийских племен, а вожди, которых окружали знатные семьи.

Вождям индоевропейских племен приходилось считаться с племенной знатью.

-40

Общество у древних индоевропейских народов управлялось системой аристократии, где вождь скорее воспринимался как первый среди равных.

Земледельческие же общины Месопотамии и Египта управлялись жрецами, где правителя воспринимали как божество.

Герберт Уэллс, сравнивая древних греков, которые были индоевропейцами, с древними народами речных цивилизаций сообщает:

«…города в первобытных цивилизациях возникали вокруг алтаря какого-нибудь местного божка, а стены создавались уже позднее; в городах греков, наоборот, - возникновение городских стен предшествовало сооружению храма».

Из этого сравнения видно, что у ранних греков, являвшихся частью индоевропейской семьи народов, интересы жрецов не преобладали над интересами военной аристократии.

Если Герберт Уэллс был прав, то в реформах хеттского царя Телепину, рельефно проступают древние обычаи индоевропейских носителей несийского языка.

Наличие в хеттской системе управления минимальных демократических элементов резко контрастируют с управленческой традицией древних цивилизаций Тигра, Ефрата и Нила, основанной на деспотической власти монарха.

Со смертью Телепину, историки связывают завершение периода древнего царства.

-41

Впереди Хеттское государство ждут еще 2 исторических периода:

  • среднее царство,
  • и новое царство,

о них вы узнаете в следующей части истории хеттов.

Продолжение следует.

PS

Благодарю за подписку и лайк.