Найти тему

Расхлябанный экипаж

17 июня 1982 года из Москвы в Североморск вылетел самолёт-лаборатория Ту-134ИК Министерства радиопромышленности СССР. Аббревиатура ИК расшифровывается как Испытательный Комплекс. Она была присвоена самолёту в связи с установкой на него аппаратуры для обнаружения подводных лодок. На севере борт должен был участвовать в воздушно-космическом эксперименте с привлечением наряда сил военно-морского флота. Фактически, после завершения данного эксперимента в Советском Союзе появилась бы система контроля перемещений атомных подводных лодок в Мировом океане.

Ту-134
Ту-134

Итак, перелёт и Москвы в Североморск. На борту экипаж из 10 человек и 6 пассажиров - все специалисты, которые участвовали в создании системы слежения за подводными лодками, в том числе главный конструктор. В аэропорту стоял туман. Ту-134 снизился до высоты круга (600 метров), но затем из-за сильного бокового ветра отклонился влево от посадочной прямой. Лётчики не использовали курсо-глисадную систему на борту, так как считали её неисправной. А она, между тем, показывала боковое уклонение.

На расстоянии 15,5 километра от аэродрома приступили к снижению с высоты 600 метров. Вертикальная скорость при этом составляла 2-3 м/с. В 12 километрах от аэродрома диспетчер сказал выполнять снижение по глиссаде, после чего экипаж увеличил вертикальную скорость до 7 м/с, которая была выше расчётной. Одновременно самолёт начало уводить влево от курса посадки. Через 5 секунд сработала система опасного сближения с землёй. Она звучала в течение пары секунд, однако экипаж её проигнорировал и траекторию снижения не поменял.

На высоте 240—250 метров и в 1000 метрах левее посадочного курса штурман попытался предупредить командира об опасности, сказав: Командир. Доверни вправо!… Командир! Доворачивай вправо с набором!. Но тот никак не отреагировал. При этом второй пилот не стал брать штурвал и исправлять ситуацию.

На высоте 206 метров самолёт, пролетая над сопкой, врезался в тросовую антенну радиомачты, которая находилась на её вершине. При ударе был уничтожен приёмник ПВД, с помощью которого определяется скорость, а также были повреждены крылья и хвост. Скорость резко упала. Командир потянул штурвал «на себя», но было уже поздно. Через примерно 8 секунд самолёт почти плашмя врезался в склон сопки. Проскользив по нему, Ту-134 разрушился о находящиеся на склоне валуны, после чего загорелся. Жертвами катастрофы стали 15 человек на борту самолёта, выжил лишь командир. Также, вместе со своими создателями "погибла" специальная аппаратура для обнаружения подлодок.

Радиомачта на холме (для наглядности)
Радиомачта на холме (для наглядности)

Согласно заключению комиссии, расследовавшей данное происшествие, причиной катастрофы стали грубые нарушения в работе экипажа. Отличились практически все. Так, капитану поставили в вину, что он не организовывал работу экипажа и не требовал работы от остальных по контролю и дублированию. Второй пилот не вмешивался в управление, даже после ряда предупреждений. Штурман упустил снижение под глиссаду. Бортинженер при заходе на посадку вообще молчал, а бортрадист не читал карту контрольных проверок.

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/