Когда речь идёт о геополитике и точках напряжения в 30-ые годы, то по обыкновению всем вспоминается европейский континент, где всё шло к началу Второй мировой войны.
Однако в 30-ые годы, такой областью считалась не только Европа, где тлел дух огромной катастрофы, но и Восток, где столкнулись амбиции азиатских держав.
Именно этой напряжённой обстановке на востоке посвящена следующая обложка TIME
Авторы статьи прямо пишут о том, что большого конфликта в регионе избежать почти невозможно. О чём свидетельствует заголовок обложки журнала: «Дипломаты: один неверный шаг – и всё взорвется как фейерверк». Слишком много накопившихся противоречий между державами данной области.
Если обратиться к небольшому анализу обложки, складывается ощущение, что автор намеренно изобразил императоров Японии и Маньчжу-го широкоплечими, уверенными и статными: яркая форма — на лицо признаки образов истинных монархов.
Можно сравнить с простыми униформами Сталина и Кайши.
Автор подчёркивает разные социальные и политические интересы лидеров восточного региона. Сталин на фотографии демонстрирует свою заинтересованность — он повернут внутрь коллажа, словно прислушивается к участникам разговора.
В самой статье журнала пишут о том, что год за годом Япония и её “вассалы” продвигались к границе СССР.
Фиксировались приграничные “инциденты”, которые увеличивались в своём количестве.
Советский Союз на тот момент был крайне не заинтересован в военном конфликте на востоке страны, тем более с крупным игроком в этом регионе — Японией.
Сталин и его окружение понимали, что в противном случае СССР может оказаться в тисках между Германией и страной восходящего солнца.
И страх был вызван не на пустом месте: обе державы искали союзников в борьбе с коммунистическими идеями, Коминтерном и др.
СССР был олицетворением главного зла для двух стран.
Всё это закончится подписанием 25 ноября 1936 года “Антикоминтерновского пакта” между Японией и Германией, который будет направлен против распространения коммунизма.
Но мы немного ушли вперёд.
Давайте ближе рассмотрим этот регион в то время
С 1932 года Япония оккупировала территорию Маньчжурии, где сформировала марионеточное правительство Маньчжу-го.
А верховным правителем в Маньчжу-го стал — Айсиньгёро Пуи. Маньчжу-го могло действовать в интересах японской монархии, но не в ущерб империи.
Главным противником страны восходящего солнца в этом регионе на протяжении уже долгого времени был Китай, после японского вторжения в Маньчжурию Китай потерял часть территорий и утратил часть влияния на востоке.
Однако в это же время в Китае идет гражданская война, которая уносит жизни миллионов людей.
Одним из лидеров раздробленного Китая в тот момент считается Чан Кайши, лидер Гоминьданского правительства.
Главным спорным моментом между Маньчжу-го и Китаем выступает Внутренняя Монголия. Два государства борются за эту зону влияния, которая становится разменной монетой, переходя от Маньчжу-го (читай Японии) к Китаю и наоборот.
Как пишут в журнале "TIME", Кайши в большей степени пытается уйти от серьёзных столкновений с Японией, понимая преимущество соперника. Поэтому основную часть своей военной силы направляет на сам Китай, борясь с Коммунистической партией, которая контролировала часть провинций и районов страны, и с отдельными объединениями внутри провинций.
Также Кайши надеется найти союзников в борьбе с Японией: он ведёт переговоры с Германией и СССР.
Для улучшения дипломатических отношений Кайши отправляет двух сыновей в СССР и Германию (по одному в каждую страну) на учёбу.
В этот же момент Маньчжу-го устраивают диверсии на границе с Внешней Монголией, которой в тот момент руководит Пэлжидийн Гэндэн.
Монголия играет очень важную роль в этом конфликте, по сути являясь буферной зоной между СССР и Японией. И там укрепилось коммунистическое правительство.
Гэндэн проводит коммунистические реформы в стране, однако при этом отвергая в большей степени методы Сталина. Но Гэндэн грамотно ведёт переговоры с руководством СССР и лично Сталиным, напоминая о том, что Монголия — важная граница между Японией и СССР.
Гэндэн уверяет Сталина в том, что при прорыве Японией монгольской границы и при быстром продвижении, японцы смогут перекрыть важную артерию СССР — Транссиб.
Руководство Советского Союза прекрасно осознавало угрозу, поэтому дополнительно велось ускоренное строительство “Транс-1”, железной дороги, которая шла дальше от границы с Монголией.
Но строительство в сложных климатических условиях не могло закончиться быстро.
Данными аргументами правительству Гэндэна удаётся получить военную и денежную помощь от Советского Союза.
Стоит также отметить, что Сталин с неприязнью относился к главе Монголии, критикуя его за “мягкость”, проводимых в стране реформ. И уже меньше, чем через неделю после выхода данного выпуска журнала TIME, 2 марта 1936 года, Хорлогийн Чойбалсан, не без помощи Сталина, сместит Гэндэна.
В феврале 1936 года происходит столкновение между монгольскими и маньчжурийскими (читай японскими) войсками на границе двух государств, где советская техника, отправленная в Монголию, помогает быстро разрешить конфликт.
Регион в то время напоминал бочку с порохом, которая вот-вот должна была взорваться от случайной искры.
Это прекрасно понимали все главные игроки.
Произошедшая стычка на границе, по сути, приблизила горящий фитиль к пороховой бочке. СССР отозвал своего консула из Маньчжу-го: такая мера часто является предвестником войны.
Япония, во главе с императором Хирохито, приняла решение не усложнять ситуацию.
Для разбирательства инцидентов на границе японские власти предложили сформировать комиссию, в которой численное большинство было бы у Советского Союза.
Однако была определенная партия “алармистов” внутри государственного аппарата Японии, которая настаивала на срочном объявлении войны СССР. Но император и его советники понимали, что преимущество будет за армией советов, поэтому отложили начало боевых действий.
В статье выражается мнение сенатора от штата Невада, Кея Питтмана, председателя комитета сената США по международным отношениям. Он заявил о том, что в предстоящем конфликте Америке стоит поддержать Китай в борьбе с Японией.
Как мы уже знаем из истории, полноценный масштабный конфликт на тот момент уже был не за горами. 7 июля 1937 года после инцидента на мосту Марко Поло (Лугоу), начнется полномасштабная война между Китаем и Японией.
США займёт сторону Китая, будет введено частичное эмбарго на торговлю с Японией. Однако полноценный запрет на торговлю с Японией не будет объявлен вплоть до нападения Японии на США.
СССР тоже ненадолго, летом 1939 года, станет активным участником конфликта с Японией в боях у реки Халхин-Голе. Но даже после его окончания, напряжение со стороны Японии и страх оказаться в настоящих тисках будет давить на руководство СССР вплоть до 1944 года.
А как вы думаете, насколько выгодную позицию заняло советское руководство в восточном регионе? С вашей точки зрения, были ли совершены ошибки или нет?
Автор: Дмитрий Крючков, в 16 лет копил на журнал TIME вместо Maxim
Уважаемые подписчики! Дима ведёт в канале Хакнем интереснейшую рубрику, рекомендуем обратить на неё внимание.