За 22 года развития программы МВА в России о ней уже сложилось определенное мнение. Одни считают, что это слепок с западной МВА, выпускники которой косвенно привели мир к кризису. Другие – полагают, что отечественная МВА – это местечковая программа, которая немногим отличается от программ высшего образования, но ничего не дает. Некоторых соблазняет стоимость и диплом МВА, кого-то привлекает возможность обновить давно полученные знания.
А как на самом деле?
В 2000-м году Министерство образования объявило конкурс на участие в пилотном проекте МВА среди вузов. Основная идея – создать собственную, российскую программу, отличающуюся от западных – основательностью, системностью, спецификой. Естественно, за основу были взяты лучшие зарубежные практики, что повлияло на дизайн российских программ.
Хорошо это или плохо? В 2000-х хорошо! Тогда мы были сильно нацелены на интеграцию в мировую систему, следуя за ее лучшими практиками. Это сейчас появилось понятие кадрового суверенитета, который предполагает развитие собственных лучших практик и их экспорт, а не подготовку отечественных специалистов по зарубежным лекалам и отток лучших умов и талантов за границу.
Первоначальные государственные требования к МВА задавали длительность – не менее 1200 аудиторных часов (2 года), перечень базовых и специальных дисциплин, материально-техническое обеспечение, требования к остепененности преподавателей и другие, похожие на стандарты высшего образования. Получение лицензии и аккредитации гарантировало выдачу дипломов МВА государственного образца.
С течением времени государственные требования стали ослабевать, аккредитацией программы МВА начала заниматься Российская Ассоциация бизнес-образования (РАБО), организовались всероссийские конкурсы авторских учебных программ, наметились устойчивые зарубежные контакты, появились программы двух дипломов. Отечественные программы МВА все больше и больше удалялись от программ высшего образования, сокращались по времени, тяготея к зарубежным аналогам в 600 аудиторных часов.
В 2011 году новый Закон об Образовании вывел программы дополнительного профессионального образования из-под контроля государства, снял государственные требования с с программ, отменил документы государственного образца. Фактически, образовательные учреждения поучили полную свободу в формировании программ. Аккредитацию взял на себя вновь созданный Национальный аккредитационный совет делового образования (НАСДОБР), объединивший в своих учредителях союзы работодателей, РАБО, Торгово-промышленную палату. Цель – повысить качество отечественного образования и переориентировать его на нужды бизнеса.
Что, в реальности, нужно бизнесу? И на что стоит обратить внимание в программе МВА?
Программа МВА ориентирована на бизнес. Следовательно, она должна быть про бизнес, для бизнеса, и сама представлять собой бизнес. Она должна быть выстроена, как мини-предприятие со своей стратегией, спецификой, ресурсами.
У нее должна быть миссия! Но не просто красивый слоган или безличный набор умных слов, а МИССИЯ – как ответ на требования различных заинтересованных сторон. Миссия, выделяющая программу из всех других, позиционирующая программу на уровне элитных программ.
Цели… Но не типовые слова «развить, научить, обеспечить», а в худшем случае, «дать знания, умения и навыки», а реальные ЦЕЛИ, связанные с потребителями, бизнесом, обществом. Цели, связанные с миссией. Цели, отвечающие на вопросы:
- Что программа несет обществу?
- Миру, стране, региону?
- Предприятиям?
- Руководителю-бизнесмену?
- Выпускникам?
- Вузу?
- Самой Бизнес-школе?
- Администрации и преподавателям?
Формулировка целей должна позволить нам проверить достижение целей через год, два, три, пять…
Программа должна иметь СТРАТЕГИЮ. Но не просто слова про уникальность, мир-во-всем мире и обещание несбыточной мечты. Это должна быть реальная стратегия, в которой есть четкое понимание прогнозов внешнего окружения, ограничений политических, законодательных, социальных, экономических, демографических факторов. Есть хорошее знание потребителя и конкурентов. Причем конкурентов по каждому фактору, значимому для потребителя.
Мы должны честно представлять себе свои сильные и слабые стороны по всем областям деятельности. На стыке внешних и внутренних факторов рождается стратегия.
Для реализации стратегии нужна БИЗНЕС-МОДЕЛЬ программы. Ее КОНЦЕПТ. Что такое концепт? Это идеология программы, включающая логику, форматы, систему, методы обучения, ключевых партнеров, методы создания ценности для потребителя.
Выиграют те, кто смогут создать такую бизнес-модель!
Сейчас уже сложно конкурировать материально-техническим обеспечением. Наличие библиотеки, компьютерных классов, интернета – уже давно являются гигиеническими факторами. Их наличие – само собой разумеется.
Не так давно программы конкурировали преподавателями. Но уже сейчас лучшие преподаватели мигрируют из программы в программу и читают один и тот же курс у конкурирующих Бизнес-школ, стирая различия между программами. Аккредитационное требование к доле штатных и остепененных преподавателей становится не актуальным.
Форматы тоже совсем недавно были предметом конкуренции: семинары, мастер-классы, бизнес-визиты, симуляции… Все это можно повторить, а, значит, и форматы обучения не являются конкурентным преимуществом.
На повестке дня – конкуренция бизнес-моделей.
Бизнес-модель должна создать ценность не только для слушателя, но и для всех заинтересованных сторон – общества, страны, региона, бизнеса, вуза, преподавателей, выпускников. И в этом ее связь с целями.
В основе может лежать модель компетенций. Но не та, которую предлагают государственные стандарты для программ высшего образования, а реальная модель компетенций, основанная на Атласе будущих профессий, требованиях работодателя, реальных управленческих навыках, способностях решать проблемы.
Для развития компетенций должна быть определенная логика программы. Успешные программы МВА чаще всего обладают авторской логикой научного руководителя. Да-да! У них не типовая логика – базовые дисциплины, профессиональные и специальные дисциплины – а авторская! В этой логике должны присутствовать разнообразные форматы. Но не просто в связке лекции-практические занятия, а в их причудливых комбинациях вокруг проектной работы по самым разнообразным темам. И обязательным развитием актуальных компетенций, в первую очередь, гражданской позиции и социальной ответственности, патриотизма, в широком смысле слова, и личной эффективности.
У программы МВА, выстроенной по такому принципу, стираются границы преподаватель-слушатель, занятие-задание, очное занятие-виртуальное общение. Создается саморазвивающаяся среда, признаком которой является интернет-площадка для общения, знаковые события с семьями и друзьями, карьерный рост и совместная деятельность с выпускниками и партнерами…
Дипломный проект выполняется не в последние месяцы, а всё время учебы. Структура дипломного проекта – это не традиционные «теория-аналитика-проект», а «проблема-гипотеза-исследование-решение-сценарий-проект-риски-внедрение» и реальная стратегия "под ключ". Вместо решения кейсов – их разработка, вместо планирования проектов – их реализация, вместо консультации по дипломам – краш-тесты.
Да и выпускник нам нужен с компетенциями эксперта, коуча, исследователя, аналитика и консультанта для своего бизнеса и не только
Основные лозунги «нельзя научить – можно научиться», «образование через всю жизнь», «индивидуальные траектории» приобретают новый смысл.
Я не знаю, как и где эти программы можно будет аккредитовать. Я не понимаю, как это впишется в требования вузов. Но я твердо уверена, что будущее образования – за бизнес-моделями, идеями и людьми.
Вполне вероятно, что вузы займут свою нишу на рынке МВА программ, создав нечто среднее между магистратурой и программами профессиональной переподготовки. И это, наверное, неплохо, потому что потребителем таких программ будет специфическая целевая аудитория молодых выпускников вузов со стажем от 2-х лет, ориентированных на карьерный рост и диплом МВА известного вуза, как гаранта их квалификации. На Западе подобные программы реализуются в формате full-time и, по сути, являются магистратурой в сфере бизнеса. Здесь будет очень уместна существующая модель аккредитации. Хотя и ее можно было бы упростить, не проверяя обеспеченность площадями и библиотекой, не уточняя долю штатных и остепененных преподавателей, не убеждаясь в наличии многочисленных регламентов, учебно-методических комплексов и прочих… Для вузовских МВА имеет смысл убедиться в самоокупаемости программы, в уровне ее позиционирования в вузе, степени ее самостоятельности и свободы в документообороте, в наличии партнерских связей и авторитета в бизнес-сообществах. Но это уже совсем другая история.
Для бизнесменов существует другой формат – Executive MBA. И вот тут-то и появятся совсем другие критерии, весьма далекие от показателей аккредитации. По крайней мере, нынешней академической аккредитации. А, может, найдутся вузы, которые выделят из своих недр Бизнес-школы, по типу Гарварда и Свободных экономических зон. Создадут точки роста с минимальным бюрократическим контролем и самоокупаемостью, собственным брендом и политикой продвижения, консалтинговыми проектами и авторскими тренингами. И за счет эффекта масштаба ресурсов, связей, исследований такие бизнес-школы тоже смогут работать на этом топовом, элитном рынке бизнес-образования.
А не найдутся, программы уйдут в частные бизнес-школы, консалтинговые компании и тренинговые центры, которые обеспечат максимальную гибкость и практичность в решении проблем. Да, у них не будет академических аккредитаций, но будут различные сертификаты, возможно, зарубежные, и устойчивая репутация.
Чем принципиально будут отличаться программы МВА нового формата? Что будут делать слушатели по-другому?
- Они будут не только решать кейсы, они их будут разрабатывать.
- Они будут не только планировать проекты, но их реализовывать
- Они будут не только проходить процедуры ассессмента по оценке компетенций, но и проводить его.
- Они будут не только изучать инструменты управления, но и придумывать их.
- Они будут не только учиться, но и учить.
- Они будут не только развивать лидерские качества, но и выращивать лидеров.
- Они будут не только обучаться сами, но и обучать свой бизнес.
- И вообще, они будут не слушателями, а партнерами и равноправными участниками экосистемы.
И фокус должен сместиться!
С процесса передачи знаний – к процессу совместного решения проблем.
С ощущения временнЫх затрат – к получению удовольствия от собственных достижений.
С работы на отчетность – к творческому поиску.
С периодических встреч на занятиях – к непрерывному он-лайн взаимодействию.
Да и образовательная программа будет не процессом обучения, а средой развития, этаким «Солярисом» в сфере образования.
И что-то мне подсказывает, что аккредитация вот таких программ превратится в оценку «360 градусов»: нравится ли программа слушателям и выпускникам, работодателям, партнерам, преподавателям, бизнес-школе, вузу, региону, стране, обществу. По такому принципу строится международный рейтинг программ МВА и Бизнес-школ EDUNIVERSAL.
Что удивительно? В условиях политизации сферы бизнес-образования, разрыва партнерских связей, приостановки международных аккредитаций российских бизнес-школ, EDUNIVERSAL со штаб-квартирой во Франции, продолжил рейтингование российских бизнес-школ и программ в текущем 2022-м году.
Оценка от коллег, выпускников, партнеров помогает позиционированию, поиску специализации, уникальных конкурентных преимуществ. В Бизнес-школе УрФУ совершенно точно акцент на бизнес-моделирование, алгоритмы, инструменты, продуктовый подход, тестирование гипотез, Scrum-science, развитие экосистем.