Найти тему
История войн и оружия

Какой танк РФ может хорошо продаваться на мировых рынках оружия?

Т-90М самый современный танк РФ предлагаемый на экспорт
Т-90М самый современный танк РФ предлагаемый на экспорт

Когда в 1991 г. развитие танковой промышленности в РСФСР, а позднее в РФ почти остановилось, на пути к серийному выпуску были даже два прорывных танка и это не считая перспективной харьковской машины.

В Ленинграде на КБ Спецмаш шли работы по танку предельных параметров объекту 299.

Объект 299
Объект 299

В Харькове продолжались работы над "Молотом", но танк уже ушел в другую страну, как и 40 % оборонной мощи СССР.

В Нижнем Тагиле по теме "Совершенствование-88" уральцы создавали по сути новый танк объект 187.

Объект 187 5-й опытный экземпляр.
Объект 187 5-й опытный экземпляр.

В 1991 г. американцы показали, что Т-72М и Т-72М1 в Ираке не смогли переломить ход войны.

Нужна была радикальная модернизация советских танков.

Назрела необходимость создания танковых приборов ночного видения без подсветки ИК-прожекторами, так как они святятся в ПНВ противника как огоньки.

В СССР, а уже потом и в РФ должны были сосредоточиться на создании тепловизионных ПНВ, а не только ПНВ с электронно-оптическим преобразователем.

Для повышения боевых качеств танков у них должна была появиться система управления огнем с баллистическим вычислителем.

Под самый развал СССР появился самый совершенный танк страны - Т-80У с газотурбинным двигателем и Т-80УД с дизельным. Он имел наиболее совершенное комбинированное бронирование башни и верхней лобовой детали, а также систему управления огнем "Иртыш".

Т-80У
Т-80У

Наполнитель башни Т-80У и Т-80УД был из ячеистых литых блоков заливаемых полимером и стальных вставок.

Варианты ВЛД Т-64А, Т-80, Т-80УД (Т-80У), Т-84 и модульная ВЛД Т-80У (КБТМ)
Варианты ВЛД Т-64А, Т-80, Т-80УД (Т-80У), Т-84 и модульная ВЛД Т-80У (КБТМ)
Т-64А с керамическими шарами, Т-80УД с ячеистой отливкой (наполнитель из ячеистых литых блоков, заливаемых полимером) и башня с металлокерамическим пакетом.
Т-64А с керамическими шарами, Т-80УД с ячеистой отливкой (наполнитель из ячеистых литых блоков, заливаемых полимером) и башня с металлокерамическим пакетом.

Но после победы Ельцина и "младореформаторов", они быстро довели экономику страны "до ручки" и первое на чем они решили сэкономить, так это на армии и на ВПК.

Что говорит о сверхнизкой компетенции "реформаторов", хорошее современное оружие отличный экспортный товар. ВПК в таком случае не просто жрет деньги из бюджета, а приносит миллиарды долларов налогов.

К тому же выпуск новых видов оружия это общегосударственная задача, а не локальная отдельных производителей вооружений.

"Реформаторы" не только не помогали некогда мощному советскому ВПК, но громили его изо всех сил.

Когда к Егору Гайдару в правительство пришел прославленный двигателестроитель Николай Кузнецов просить поддержки в разработке двигателей, этот "реформатор" ответил: "А вы еще живы?"

На Ленинградском Кировском заводе танковое производство прикрыли, да так, что когда потом иранцы попросили продать им технологии Т-80У для выпуска в их стране, оказалось, что разгром получился такой, что РФ уже не может их производить. Иранцам отказали.

-7

Омсктрансмаш свою танковую школу создать не успел, хотя и отметился опытным танком "Черный орел" и разрабатывал универсальную башню "Бурлак".

"Черный орел"
"Черный орел"

Остался только один Уралвагонзавод, который выжил только чудом за счет индийского заказа на Т-90С.

В то время по инерции российские военные надеялись на перспективный харьковский танк с необитаемой башней "Молот", до них еще не дошло, что американцы не позволят принять на вооружение ВС РФ российско-украинский танк. Побарахтались как-то с российско-украинским перспективным танком "Нота" и все.

Объект 477 "Молот"
Объект 477 "Молот"
Несостоявшийся российско-украинский танк "Нота" "Объект 477А1" на шасси Т-64 был еще "объект 477А" на шасси Т-80УД
Несостоявшийся российско-украинский танк "Нота" "Объект 477А1" на шасси Т-64 был еще "объект 477А" на шасси Т-80УД

К тому же и в "Молоте" оказалось, что экипаж сидит вместе со снарядами и при детонации боекомплекта шансы на выживание танкистов под вопросом.

Оставались танки с необитаемой башней. Они, конечно выглядели предпочтительнее, но затраты на их производство, видимо, до сих пор являются чем-то запредельным. Что мы можем проследить на "Армате" Т-14. Одна единица может стоить полмиллиарда рублей.

Запланированная для ВС РФ серия из 2 тыс. машин маленькая и скорее всего существенно сбить цену экземпляра не получится.

"Объект 195" или Т-95. Видна мощная бронезащита лба корпуса от "объекта 187". Ствол без эжектора, башня необитаемая. Шасси 7-катковое, но от Т-90, а не от Т-80. По малозначимым целям должна вести огонь 30-мм пушка как у БМП-2.
"Объект 195" или Т-95. Видна мощная бронезащита лба корпуса от "объекта 187". Ствол без эжектора, башня необитаемая. Шасси 7-катковое, но от Т-90, а не от Т-80. По малозначимым целям должна вести огонь 30-мм пушка как у БМП-2.

В СССР к тому же проходили испытания Т-80У с 152-мм гладкоствольным орудием, это был "объект 292".

"Объект 292".
"Объект 292".

Насчет 292-го есть противоречивые сведения, по одним из них стрельбы прошли успешно и только развал СССР не дал создать новый танк. По другим нужно было перепроектировать башню и ходовую под новую пушку.

Опыт создания 152-мм гаубицы на шасси Т-80 уже был, это была знаменитая "Мста-С".

САУ Мста-С легкобронированная, шасси как у базового Т-80 6-катковое.
САУ Мста-С легкобронированная, шасси как у базового Т-80 6-катковое.

Особенностью ходовой САУ была гибридная связка ходовой от Т-80 с гидроамортизаторами и дизель от Т-72. Выбрали шасси от Т-80 была за ее мягкость, что благоприятно отражалось на стрельбе. Позже 155-мм гаубица на шасси Т-72 не проиграет корейской САУ на тендере в Индии, возможно, из-за жесткой уральской ходовой.

Теперь же что касается вопроса, что может продавать Уралвагонзавод тут однозначный ответ дать сложно.

У УВЗ было два варианта экспорта машин. Или продавать свой Т-72БУ или выпускать уже "объект 187" и торговать уже им. К тому же у 187-го даже появился свой индекс Т-90 и раньше, чем у "объекта 188", он же Т-72БУ. Но из-за режима экономии Т-72БУ назвали Т-90, а опытные экземпляры настоящих 90-х отправили ржаветь в отстойнике в Кубинке. Хотя 187-й даже испытания успел пройти. Построили аж 6 опытных экземпляров.

Потом был долгий период, когда все же Т-90 хорошо продавался и ушел Индии, Алжиру и другим странам.

Но в то время конкуренты на месте не стояли. Самым лучшим натовским танком считается "Леопард-2" и созданный на его базе южнокорейский К5.

Леопард 2
Леопард 2
К5
К5

А у России есть только Т-90М или Т-90МС в экспортном исполнении.

Т-90МС
Т-90МС

В Т-90М как могли отделили снаряды от экипажа, не механизированную боеукладку переложили в нишу башни.

Какие-то старые наработки в Нижнем Тагиле все же использовали, у Т-90А появилась башня от "объекта 187", но корпус остался прежним.

"Объект 195" или Т-95 получил от "объекта 187" конструкцию передней части корпуса.

Т-90 от "объекта 187" отстает по бронезащите корпуса до сих пор, судя по всему его верхняя лобовая деталь тоньше, хотя там и стоит комбинированная броня.

Теперь, что по-моему мнению нужно делать.

Если к танку с необитаемой башней пока из-за производственных трудностей перейти невозможно, тогда нужно сделать шаг назад.

От "объекта 299" (и "Арматы") можно взять 7-катковое шасси. От "299-го" и "187-го", Т-95 и "Арматы" конструкцию верхней лобовой детали.

Один из вариантов "объекта 187" башня развернута назад.
Один из вариантов "объекта 187" башня развернута назад.
Лобовая броня корпуса "объекта 187" башня повернута назад.
Лобовая броня корпуса "объекта 187" башня повернута назад.

Ходовую часть от "объекта 299" сделали так, они взяли ее от Т-80У и удлинили ее на один каток. У "Арматы" видимо такая же.

Конечно можно поставить двигатель впереди, но тут вопрос освоит ли производство такого корпуса УВЗ? И в какие сроки?

Так что двигатель останется сзади на первых порах.

-19

Башню можно сделать обитаемой, но максимально ее усилить: броней, динамической и активной защитой.

Пушку поставить сразу 152-мм для ВС РФ и 155-мм для экспортных поставок. Причем нужно сделать быстрозаменяемый ствол.

Получится некий гибрид ранних наработок и переходная модель от Т-90 к "Армате".

Автомат заряжания поставить в забашенной нише, не ставить баки в районе боевого отделения.

Таким образом получится гибрид Т-90, Т-80, "Черного орла", "объекта 299" и "объекта 187".

Вот такой танк вполне может хорошо продаваться на рынках вооружений.

Причем он может вести артиллерийский огонь с закрытых позиций и вести танковые дуэли.

Прилет 152-мм снаряда для вражеского танка окажется первым и последним, даже осколочно-фугасный боеприпас снесет все приборы наблюдения и тяжело контузит экипаж.

Причем можно разработать кассетные, осколочные и термобарические боеприпасы с воздушным подрывом. Это поможет не только поражать пехоту, но и низколетящие вертолеты.

Подкалиберный боеприпас для 152-мм пушки сможет пробивать больше метра гомогенной брони.

Кроме того, распространенный в войсках ПТРК "Корнет" имеет калибр как раз 152-мм.

Возможно танк сможет вести огонь и 152-мм управляемыми снарядами "Краснополь".

Боезапас, конечно, просядет до примерно 20 выстрелов в автомате заряжания, но на это придется идти.

Как видим машина получится солидная. И сможет заменять 152-мм гаубицы на дальностях до 7 и более км, если удастся поднять угол возвышения орудия. У Т-90 угол возвышения орудия был только +20 градусов.

Получится так, что отказавшись от танков с 152-мм пушкой к ним и придем. А "промежуточный" танк будет максимально приближен к "Армате" по боевым возможностям.

Спасибо за прочтение.