И вот, наконец, начинающий капитан вышел на свой первый самостоятельный маршрут. Прямо по курсу дальние страны, волшебные острова и сказочные бухты. В них можно уединиться от ветра и волны на спокойной якорной стоянке, можно предаться лени, купанию в изумрудной воде и тому отдыху, который много раз видел на фото в глянцевых журналах и о котором мечталось. Всё прекрасно.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
Но когда-то наступает утро дня, когда нужно выходить в море и идти дальше по маршруту к другим волшебным островам и замечательным якорным стоянкам. Но двигатель не заводится, и наш капитан старается лихорадочно вспоминать: «Что же это может быть? Якорную цепь и якорь я подниму руками. Нас учили, я это знаю. Под парусами можно уйти откуда угодно и дойти куда угодно, люди в кругосветки ходили без моторов и возвращались. Однако в бухте штиль как на фото. Какие уж тут паруса. И вёсел на чартерной яхте не бывает, да чего уж там, и на частных яхтах тоже весёл не бывает, которые могли бы выручить в непростой такой ситуации. Яхтсмены избалованы моторами и гаджетами. И не покрутишь пером руля, как на маленьком швертботе, будто рыбка хвостом, и не дашь таким способом ход – импульс движения вперёд. Мысли лихорадочно несутся в голове и останавливаются на простейшем: «Может вызвать по бортовому УКВ Радио в помощь буксир: «Pan Pan, I need Tug Assistance!». Вызвать словно аварийную помощь на автомобильной дороге, а ведь ситуация очень похожая». Но сигнал не проходит «наружу», залив как ущелье. Берега, как у фьорда, а сам залив извилистый и яхта стоит в самой его далёкой точке. Итак, наш сигнал никто не слышит. Не подавать же сигнал бедствия красными ракетами или оранжевыми дымами?
Вроде лодка наплаву, всё тихо, мирно, день солнечный и только начинается, какое тут бедствие? Уф. Наверное , нужно обождать другую яхту или катер, вдруг заглянут на отдых в эту замечательную бухту. Кто-то и отбуксирует хотя бы из бухты в море. Даа… Мысль, конечно, замечательная! Можно расслабиться, спокойно позавтракать, покупаться, попить пива, а там, глядишь, и помощь сама придёт. Но между делом червь сомнений точит и не даёт спокойно жить начинающему капитану, откуда-то всплывают слова: «Думай, действуй по регламенту».
Нужно проверить заряд аккумуляторов, есть ли в пусковой электролинии 12 вольт. Если напряжения нет на аккумуляторе, питающем линию запуска двигателя, то возьми питание от аккумулятора салона и от него запитай электролинию питания двигателя. На учёбе такое демонстрировали. Но нет, после проверки выяснилось: оба аккумулятора «присели». Счастливая мысль: « Я же взял с собой портативный пауэр-банк для аварийного запуска автомобиля. Вот что нас выручит!»
Но выясняется, что пауэр - банк капитан с собой не взял, жена выложила из чемодана, чтобы «милый» тяжести с собой не таскал: «Вечно тонну всякого инструмента в отпуск тащит». Решила «пускач» оставить себе, у неё тоже проблемы с запуском движка автомобиля бывают. Опять счастливая мысль: на борту есть аккумуляторный шуруповёрт, если его аккумулятор не разряжен - это спасение!
Капитан берёт из своего чемодана, из своих «ненужных» запасов тестер – мультиметр измеряет напряжение: есть напряжение, но ниже штатного в 12 вольт, всего 11,5 вольт. Главное - не промахнуться: нужно как-то ухитриться и этим хилым импровизированным «пускачом» раскрутить движок. Чтобы облегчить участь движка и его хилого нештатного помощника – аккумулятора от шуруповёрта, придётся отключить трансмиссию на вал гребного винта снять воздушный фильтр и брызнуть в воздуховод (в «дыхалку» двигателя) пару раз спреем, совсем «нечаянно» оказавшимся в запасах, правда роль фирменного облегчителя запуска на этот раз досталась жидкости от коррозии, которую все знают как «WD-40».
Можно применить и фирменный спрей, для облегчения запуска дизельных авто-двигателей зимой. Но инструктор начинающего капитана рекомендовал WD-40, а не фирменный, так как от фирменного детонация. Но причём тут детонация и «чужой» движок на чартерной арендованной яхте? В общем, каждый начинающий капитан решает этот вопрос сам.
И вот эксперимент по запуску движка состоялся: брызнули облегчитель запуска в «воздуховод» движка, выждали пару минут, подсоединили нештатный аккумулятор от шуруповерта, двигатель крутанулся почти два раза, но не завёлся.
«Это дело нужно перекурить», - подумал капитан и закурил. Команда проявляет невиданное оживление, дает множество советов и подсказок: «А почему нельзя крутануть движок ручкой, как на тракторе «Беларусь»? Трактористы делали так в советские времена, запуская строптивый движок». И так далее, и тому подобное, и разное всякое, вплоть до подключения и задействования аварийного буя EPIRB, как при полном бедствии корабля.
А случайной помощи всё нет, несмотря на шикарный день ни одна яхта, не один катер не заходят в изумрудную бухту.
- Капитан, можно сказать?- говорит некурящий юнга.
«Ну что ещё нужно этому, сопляку ?» - подумал капитан, кивая устало головой.
-А что если мы спустим нашу надувную лодку - тузик, заведём подвесной мотор на нём, и станем буксировать нашу яхту из бухты в море?
- Можно попробовать.
А сам думает, только бы завёлся этот вечно капризничающий подвесной мотор на тузике. Подвесной мотор завёлся, подняли руками якорь, и стали буксировать яхту за надувной лодкой. Однако не очень получилось, лёгкий тузик «водило» из стороны в сторону, а массивная яхта с места плохо трогалась. И тут вопрос читателям: почему так происходило? Как в этом случае работают законы физики?
Переставили тузик в позицию буксира – толкача, который упёрся в корму яхты, в транец и дело пошло, яхта потихоньку набрала ход. Капитан только лихорадочно думал: «А что, если начнется прилив и на выходе из бухты в её входном горле-проливе яхту встретит противное приливное течение. Хилый мотор тузика не вытолкнет яхту против течения. Только к этому моменту был бы Slack – стоячая вода или начинался бы отлив».
Но об этом думать было поздно. «Как будет, так и будет», - подумал капитан. Он совсем забыл в суете определиться с приливами и отливами, и с приливными - отливными течениями. Забыл, что находится на акватории без приливов и отливов. Это всё из-за усталости и стресса – померещилось. Яхта вышла в море, поставила паруса и благополучно дошла до следующей по маршруту марины под парусами.
От автора хочу добавить, что яхту можно вытолкнуть из бухты также тузиком и без подвесного мотора, работая в случае необходимости только вёслами. Получается. Проверяли. Тоже можно делать, если у вас «улетел» винт, и не только при выходе из бухты, но при входе в марину, в случае необходимости.
Всем счастливых морских миль!
Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications и в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте.