Оказавшись в Севастополе в октябре, решил не ограничиваться только городом-героем. Ноги так и чесались посетить Мыс Фиолент.
Тут особое место. Мыс источает хвойный, сочный аромат как весной. Превалируют хвойные деревья, но, безусловно, были и другие. Уникальная флора с фауной: реликтовые растения, лекарственные травы, животные с птицами. Всю эту красоту в ее первозданном виде решили сохранить, поэтому основали заказник площадью 32 гектара. Сейчас ему присвоен статус комплексного памятника природы.
Вокруг, как ни странно, толпился народ. Я подошёл к краю. Невероятная красота. Множество отвесных, острых как бритва, скал. Мыс находится на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма, недалеко от Балаклавы. Именно отсюда берет свое начало Главная (Южная) гряда Крымских гор, которая заканчивается мысом Ильи возле Феодосии.
Сюда следуют приезжать каждому, кто бывает в Крыму. Тут никогда не бывает безлюдно, лично убедился. Экстремалы совершают прыжки со скал на верёвочной страховке, так же занимаются морским каякингом. Место настолько притягательное, что манило к себе великих мастеров. На бумаге сложно описать увиденное, но ярко данную местность изобразил В.Верещагин в своей работе от 1897 года - «Мыс Фиолент вблизи Севастополя».
Фиолент сложен породами вулканического происхождения, остатками действия древнего вулкана, действовавшего здесь в среднеюрское время (152—163 млн лет назад). В числе вулканических пород — спилиты и кератофиры. По обе стороны от мыса в береговом обрыве видны потоки лавы и пласты туфов.
Мыс до сих пор вызывает споры у специалистов. Никак не могут прийти к единому мнению как писать название - «Фиолент» или «Феолент». Если брать версию, что название Феолент состоит из слова «Фео», что значит «Бог», и слова «лент» (ленд), что значит «земля, край», в этом варианте слово приобретает смысл «божественная земля». Картограф Фёдор Чёрный в 1790 году указывал название мыса как «Феалентъ». В это время в монастыре ещё жили монахи, принявшие постриг до присоединения Крыма к России. Естественно, они, как никто другой, знали средневековую топонимику окрестностей. И, конечно, по-разному называли сам монастырь, скалу в море и высокий мыс, удалённый на 1,5 км к западу от обители. Спустя четыре года в 1794 году монахи покинули Крым. Вместе с ними могли исчезнуть и знания о правильных названиях местности вокруг.
По другой версии, название восходит ко временам господства генуэзцев и происходит от итальянского слова violente — «неистовый» (возле мыса часты морские волнения). Крымскотатарское Felenk Burun (Феленк Бурун) — буквально «тигровый мыс». Историк и краевед Александр Бертье-Делагард считал, что название можно перевести с турецкого как «Тигровый мыс», так как на обрыве берега чередуются полосы желтоватого известняка и тёмного трахита, что напоминает тигровую шкуру. Однажды крымовед Пётр Кёппен в 1836 году указал другой вариант — «Фіолентъ». Именно этот вариант постепенно вытеснил все другие варианты этого топонима. Жители Севастополя называют Фиолентом не только сам мыс, но и живописный участок побережья длиной около 10 километров (большей частью на запад от мыса), в значительной степени застроенный дачами и коттеджами.
Между прочим, стоит заметить, что у Фиолента были и другие названия. Наиболее древнее название мыса — Партений (или мыс Девы, др.-греч. Παρθένιον), которая была унесена сюда Артемидой, чтобы стать жрицей в храме Девы. Этот миф использовали поэты и писатели Еврипид, Эсхил, Иоганн Гёте, Александр Пушкин, Леся Украинка, композитор Кристоф Глюк, художники Иван Айвазовский и Валентин Серов. Мыс еще называли мысом Святого Георгия, так как, по преданию, святой явился терпящим бедствие греческим морякам на скале Святого Явления возле мыса, и выжившие моряки в 891 году основали на скалах восточнее мыса Свято-Георгиевский монастырь. Ему мыс обязан ещё одним своим названием — Манастыр-Бурун (с крымскотатарского manastır — монастырь, burun — мыс). Как не называй этот уголок с необычным ландшафтом, хвойными лесами, видами на море - он не прекратит быть райским.
Впереди был тот самый монастырь. Георгиевский монастырь. Люди вереницей шли к нему. Находится в таком живописном месте - истинный подарок судьбы. Монастырь даже запечатлён на полотне И. К. Айвазовского - «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент». Туристов здесь предостаточно в любое время, когда монастырь посетил и Александр Пушкин. В 1820 году. Тут ему есть памятный знак с надписью, обустроенной в беседке-ротонде. С высоты этой беседки отчётливо видна скала святого Явления, в ста сорока метрах от суши. Это скала, глыба представляет собой небольшой остров с воздвигнутым на нем каменным крестом в честь Святого Георгия и чудесного спасения моряков, потерпевших кораблекрушение. Именно отсюда и стоит начинать рассказ об истории Монастыря, вернее об одной из легенд. Ведь именно на этой скале была найдена икона с ликом Святого Георгия, явившимся выжившим членам экипажа греческого корабля. В честь него они построили сначала пещерную церковь, а затем каменный монастырь. Что интересно, события, описанные в легенде, происходили в 891 году, а первое письменное упоминание датируется 1578 годом. Из-за своей удалённости и труднодоступности, монастырь мыса Фиолент оставался действующим даже в самые тяжёлые времена для православной церкви. Это старейший из действующих монастырей Крыма.
Считается, что в средневековье монастырь процветал и оставался действующим как при генуэзцах, так и во времена Крымского ханства, когда Георгиевский монастырь оставался одной из немногих действующих христианских обителей на полуострове. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря на мысе Фиолент относится лишь к 1578 году («Описание Крыма» послом Стефана Батория Мартином Броневским). В начале XIX века монастырь использовался в качестве местопребывания военного духовенства Черноморского флота и назывался «флотским». В 1810—1816 годы обветшавший Георгиевский храм был разобран и заменён на новый, возведённый в стиле классицизма. Тогда же были построены новые кельи, Георгиевский фонтан и трапезная. В XIX веке монастырь многократно посещали и русские цари: Александр I (дважды), Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. И про известных туристов не стоит забывать, помимо Александра Пушкина: Александр Грибоедов, Иван Айвазовский, Александр Островский, Иван Бунин, Антон Чехов. С жизнью монастыря тесно связаны имена славных российских адмиралов: Ушакова, Лазарева, Нахимова.
В ходе Крымской войны 1853—1856 годов монастырь был в течение почти двух лет занят англо-французскими войсками, однако здания монастыря от военных действий не пострадали. В 1891 году монастырь отметил своё 1000-летие, в эти же годы были благоустроена территория, отремонтированы здания, а также проложена 640-метровая лестница к монастырю и к берегу моря напротив Георгиевской скалы. В годы Первой мировой войны на территории обители действовал лазарет. При Социалистической советской республике Тавриды в 1918 году монастырь предали раненным. После установления советской власти в Крыму, в 1922 году имущество монастыря было национализировано, на его базе был создан совхоз «Георгиевский монастырь», а храмы и ряд построек были переданы общине верующих, в число которых вошли и монахи, по-прежнему проживавшие в стенах обители. В 1927 году наиболее повреждённый в результате землетрясения храм св. Георгия был разобран, как не подлежащий восстановлению. В 1929 обитель была закрыта, монастырские здания были переданы ОСОАВИАХИМу под санаторий, храм Рождества Христова отдали Севастопольскому музейному объединению, в храме Воздвижения службы продолжались до 1930 года. В 1939—1941 годах в монастыре находились военно-политические курсы Черноморского флота. В годы Великой Отечественной войны — курсы для офицеров и медсанбаты. После войны — воинская часть Черноморского флота. В 1991 году монастырь был возвращён верующим.
Гулять по территории обители и возле - удовольствие. Ухоженный парк отдыха, на самой территории скамейки, навесы и павильоны. Множество фруктовых, южных деревьев и цветов. Путь к монастырю был вымощен плиткой, а в опасной зоне у края обрыва появилось ограждение. Мои попутчицы не устояли в очередной раз здесь побывать, в очередной раз меня заарканили и стали фотографироваться. А виды просто волшебные на море. Обрывистые скалистые утесы уходят глубоко в Черное море. У их основания скрываются пещеры и гроты, которые иногда заполняются морской водой. Там немного вдалеке, в акватории я увидел две скалы - Орест и Пилад, которые просто отлично дополняют картину. С этими скалами связана еще одна интересная легенда. Согласно ей, эти скалы, когда-то были братьями, прибывшими на берега Крыма ( тогда Тавриды) вызволять свою сестру Ифигению, которая была жрицей в храме Артемиды. По злому року судьбы, ей пришлось бы принести в жертву Ореста. Но вместо него добровольно вызвался Пилад. Отсюда появился фразеологизм - «Неразлучные друзья», означающий бескорыстную дружбу.
С мысом крайне быстро хочется подружиться. Вдыхать полной грудью целебный морской воздух, восхищаться черным вулканическим сколом cкал, купаться в море. Побережье просто изрезано многочисленными маленькими и большими каменистыми бухтами, в которых находятся «полудикие» пляжи. Самое известное - Яшмовый пляж, входящий в пятерку лучших пляжей полуострова. Но чтобы к нему попасть, придётся изрядно попотеть. Если нет под рукой катера, спуститься к нему можно по не очень удобной лестнице, двигаясь от Георгиевского монастыря. 800 ступенек вниз, а потом вверх придадут вашей фигуре изящество надо полагать. И саженные калории.
Чтобы купальщики, направляющиеся пешком на Яшмовый пляж, не смущали своим видом верующих, к монастырю обустроены два отдельных прохода. Удивительно, но даже в это время там купались. Эх, и чего я такой мерзлявый? Октябрь же.... День неизбежно клонился к обеду...
На этом я буду завершать свой очерк. Спасибо, что дочитали до конца.
Спасибо что Подписывайтесь на мой канал и я постараюсь вас радовать.
Кстати, у меня есть несколько очерков о Крыме, вернее, о его столице и самом Севастополе:
"Знаковые" лица Симферополя, Неаполь скифский, Симферополь Экскурсия по Севастополю