Послушание Богу приносит обещанные благословения тем, кто верен. В течение долгих лет жизнь Исаака не нарушали ни огромные трудности, ни волнующие события. Однако все изменилось, когда наступила засуха. Ханаан — страна, полностью зависящая от выпадающих осадков, в результате которых появляется трава для крупного и мелкого скота и достаточно влаги для ведения сельского хозяйства в условиях засушливого климата, чтобы прокормить народ. Когда страну поразила засуха, для всех жителей наступил острый кризис. Новый патриарх, должно быть, слышал о том, что в окрестностях Герара выпало больше осадков, чем на юге Негева, где он проживал, поэтому он вместе с людьми и скотом направился в тот район.
После прибытия в Герар Исаак, возможно, лелеял мысль отправиться в Египет, где было еще больше воды, травы и земля была более плодородной, нежели на филистимской территории. Бог явился ему и запретил идти в Египет (Быт. 26:2); он должен был оставаться в земле обетованной. Возможно ли, чтобы Исаак не знал о путешествии в Египет своего отца, которое чуть не закончилось катастрофой для брака Авраама и Сарры? Такая трагедия исключила бы вероятность его рождения у этих родителей, если бы не вмешался Бог. Неужели он предположил, что его ситуация будет иной — что у него не будет повода бояться египтян, как боялся его отец? Текст не раскрывает ход мыслей Исаака, но он, как минимум, должен был обдумывать возможность поездки в Египет, и поэтому Бог приказал ему оставаться в земле ханаанской.
Чтобы укрепить веру и, соответственно, покорность Исаака, Бог обратился к нему с той же удивительной вестью, с какой Он несколько раз обращался к его отцу. Господь пообещал быть с ним, размножить его потомков и дать им землю ханаанскую. Он поручил Исааку, как прежде Аврааму, позволить Божьим благословениям изливаться через них на все племена земные (Быт. 26:3, 4). Яхве добавил, что он и его потомки получат перечисленные благословения не потому, что заслужили их, а благодаря послушанию Авраама, который соблюдал Его повеления, уставы и законы (Быт. 26:5). Это заявление, вероятно, указывает на готовность Авраама принести в жертву своего сына. Когда Бог удержал его от этого, Он повторил Аврааму Свои обетования (Быт. 22:15-18), указав причину, почему благословляет его: «За то, что ты [Авраам] послушался гласа Моего» (Быт. 22:18).
Свидетельство Бога о послушании Авраама определённо содержало в себе события на горе Мория, но могло охватывать вообще всю жизнь патриарха в послушании, наивысшим проявлением которого было принесение в жертву Исаака. Авраам не был совершенным человеком. В целом ряде случаев страх, человеческий рационализм или неспособность поверить, что путь Господа лучше его собственного, не давали ему повиноваться Богу (см. Прит. 14:12). Однако постепенно он возрастал в вере и послушании. Теперь, когда Исаак достиг физической зрелости, Бог желал видеть в нём такую же духовную зрелость и послушную веру в Него. Бог пообещал ему все благословения, которые Он дал Аврааму, чтобы побудить его продолжать верить и повиноваться, какими бы ни были искушения, которые могут возникнуть в Гераре среди филистимлян.
То, что Бог благословил Исаака из-за его отца и что Он часто благословляет людей из-за того, что сделали другие, может показаться странным, но этот принцип прослеживается во всей Библии. Отличные примеры можно увидеть в жизни Иосифа. (1) Благодаря вере, непорочности и чистоте сердца Иосифа, Бог возвысил его и использовал его как средство благословения Потифара, начальника телохранителей фараона (Быт. 39:1-9). (2) Подобным образом, Бог использовал Иосифа как благословение для египетского начальника темницы и его узников (Быт. 39:21-23; 40:8-15, и (3) для фараона и его народа (Быт. 41:14-56). (4) Господь также благословил Иакова и его многочисленную семью (Быт. 45:4-15; 46:1-4; 47:5-12; 50:15-21), как и (5) другие народы древнего Ближнего Востока из-за Иосифа (Быт. 41:57). Многие даже и не знали, что Бог благословил их благодаря Своему рабу Иосифу.
Этот же божественный принцип, несомненно, продолжает действовать в сердцах людей и сегодня, без их ведома. Многие благословения, которые мы получили, являются «духовными дивидендами» от праведных людей, которые останутся для нас неизвестными на протяжении нашего земного пути. Сколько благочестивых людей пошло на жертву и умерло, чтобы мы получили благословения физической и духовной свободы, о которой они только мечтали? Многие сделали финансовые, физические и духовные вложения в наше будущее. Среди них апостолы и другие христиане, пострадавшие от гонений за свою веру в Христа, Сына Божьего. Самый главный пример — Сам Иисус Христос, который явил «жизнь и нетление через благовестие» (2 Тим. 1:10) Своей послушной смертью за наши грехи (Евр. 5:7-9; 1 Кор. 15:3) и Своим славным воскресением (1 Кор. 15:4).
Конечно, ни один великий библейский герой веры не был совершенным. Наоборот, все были грешниками, как и мы сегодня. Никто не приходит к Господу духовно зрелым; мы все начинаем наше хождение верой как духовные младенцы (малыши, только начинающие ходить), которые иногда спотыкаются и падают. Поглощая «чистое словесное молоко», мы развиваем сильную веру (духовные мышцы) и возрастаем в нашем послушании «во спасение» (1 Пет. 2:2). Нам, как и Аврааму с Исааком, необходимо постоянно напоминать о Божьей доброте, милости и благословениях (обетованиях), чтобы мы вели жизнь, угодную Ему и прославляющую Его.