Лиза со всей серьезностью отнеслась к уходу за свекровью. Она завела дневник, куда ежедневно записывала показатели давления, температуры, составила график приема лекарств и план занятий для восстановления парализованных руки и ноги. А еще она много разговаривала с Надеждой Николаевной и просила Алексея, чтобы тот тоже почаще общался с матерью.
Павлик делал уроки только в комнате бабушки, он вслух читал заданный материал, а Надежда Николаевна внимательно слушала его, пытаясь произносить за ними слова.
По совету доктора, ей купили детскую раскраску и цветные карандаши и когда Надежде Николаевне стало немного лучше, Алексей усаживал ее на кровати, ставил прикроватный столик и она одной рукой пыталась раскрашивать рисунки.
Глядя, с какой заботой Лиза ухаживает за свекровью, Леша просто восхищался своей женой. Она была очень терпелива, ни разу не пожаловалась, что ей тяжело, хотя основная нагрузка по уходу за матерью приходилась именно на нее.
Александр заезжал раз в неделю, больше 10 минут он не сидел возле больной матери и, сославшись на дела, быстро уходил. Правда, всегда оставлял деньги, чтобы для Надежды Николаевны покупали все необходимое.
Андрей звонил по телефону, расспрашивал о состоянии ее здоровья, есть ли какие то улучшения, но помощи никакой не предлагал и приезжать не собирался.
Невестки, Натусик и Татьяна, которыми раньше хвалилась Надежда Николаевна и ставила всем в пример, словно забыли о ее существовании. О том, чтобы приехать и навестить больную свекровь, не могло быть и речи. Татьяна занималась обустройством загородного дома, а Натусик не вылезала из фитнес-центров, салонов красоты. Для нее самым главным было поддерживать свою красоту, а не интересоваться здоровьем какой то старухи.
Рядом с Надеждой Николаевной были только младший сын, Лиза, Павлик и санитарка, которая ухаживала за ней, когда Лиза и Алексей были на работе.
Вечерами, Лиза или Леша читали больной книги, газеты и заставляли ее повторять текст вслух, стараясь выговаривать каждое слово. Сначала у Надежды Николаевны это плохо получалось, но со временем речь становилась все лучше и лучше и она даже стала напевать песни.
Каждый день Лиза разминала свекрови парализованную руку и ногу, сначала та ничего не чувствовала, а потом стала «ойкать» от боли и Лизу это очень радовало, значит чувствительность конечностей возвращалась.
Постепенно Надежда Николаевна уже стала садиться на кровати, свесив ноги, затем стала вставать, а как только начала удерживать равновесие, то при помощи Лизы или Леши уже стала передвигаться по комнате.
Теперь она сама чистила зубы, расчесывалась и даже самостоятельно держала ложку, когда ела из тарелки. А однажды Лиза попросила пришить ее пуговицу и свекровь, к всеобщей радости, справилась с этим занятием.
Лиза и Алексей относились к Надежде Николаевне терпимо и разговаривали с ней, как со здоровым человеком. Если они не понимали, что та сказала, то просили повторить еще раз, пока она не начинала говорить слова четко и внятно.
С помощью Павлика, бабушка заучивала небольшие стишки, считала вслух цифры, а еще они вместе любили играть в лото, мальчик старался подыгрывать и Надежда Николаевна всегда радовалась своей небольшой победе.
Никогда Надежда Николаевна не оставалась одна и без внимания близких. Она была окружена заботой , вниманием и понимала, что в ней по прежнему нуждаются, не смотря на то, что она на данный момент болеет.
Спустя некоторое время Надежда Николаевна стала чувствовать себя настолько хорошо, что Лиза с Лешей собрались переезжать обратно в свою квартиру. Они укладывали вещи в чемодан, когда в их комнату вошла Надежда Николаевна.
- В отпуск что ли собрались?- удивленно спросила она,- Надеюсь, что Павлушу с собой не возьмете, пусть лучше с бабушкой останется. Не переживайте, я за ним пригляжу.
- Нет, мам,- покачал головой Леша,- Мы возвращаемся к себе. Ты уже можешь все делать самостоятельно и посторонняя помощь тебе вовсе не требуется.
- Как же так?- растерялась Надежда Николаевна,- Вы оставите меня одну? Но ведь я …,- она не договорила фразу, услышав, как в дверь кто-то позвонил.
Леша вышел в прихожую и открыл входную дверь, на пороге стоял старший брат Александр и его жена Наталья, которая держала в руках букет цветов.
- А где же наша мамочка?- ласково прощебетала она,- Мы по ней так соскучились.