Сашке уже два с половиной года, и весь год с момента первого приема в "Ясноглазке" муж со свекровью не давали его лечить. Каждый вечер начинался одинаково - Слава приходил с работы и осматривал сына так, как будто я собралась на нем опыты ставить. Отличия Сашки от других детей становились день за днем все заметнее: речь так и не проявилась, если ему что-то надо было, он кричал и щипался, пошел он уверенно в год и месяц, со сном ситуация была все хуже - каждый вечер я начинала его укладывать в девять, как по режиму положено, а засыпал он через полтора - два часа укачивания, песен, сказок. После укладывания я падала в кровать, каждый раз надеясь на то, что эта ночь пройдет спокойнее. Еще ни разу эти надежды не оправдались - ровно в час ночи просыпаясь, я блокирую ручки Саши, прижимаю его к себе (педиатр порекомендовала - уже год приходится спать с Сашей, так можно выгадать несколько минут на блокировку истерики), он бьется, пинается, щипается, приходится спускать его с рук, если сильно истерит, потому что руки уже все синие. На полу он какое -то время сидит, молотя руками и ногами, я страхую его от падения назад, потом пытаюсь успокоить, поднимаю на руки - а он уже двадцать килограмм. Истерика длится ровно час. В два часа я его укладываю, и сама закрываю глаза - у меня есть ровно час до следующей - вторая истерика или в три, или в пол-четвертого ночи. Все повторяется, под конец уже дрожат руки и сил мало его перемещать, поэтому я просто пытаюсь к концу приступа его уложить уже на кровать, уворачиваясь от пинков и по возможности удерживая руки, чтобы не щипался. А подъем в пол-шестого, или в шесть. Иногда в пять. Как хорошо, что можно кофе! Утром судорожные глотки кофе, пока Саша играет своими погремушками-пирамидками, а я варю ему кашу. Есть с утра не хочется - тошнит от усталости, голова болит, впереди день, он более-менее спокойный.
Теперь отчетливо возникает на горизонте вопрос о выходе на работу - пособия больше нет, и дома нарастает напряжение от нехватки денег. Вопрос, напрямую с ним связанный - кто будет сидеть с Сашей, моя мама работает, и далеко от нас, в садик очередь еще как минимум на год, да и не возьмут его в обычную группу, это уже понятно со всей очевидностью. С горшком не получается, самостоятельно он только ест, никакие более бытовые вещи не делает - не может попить из кружки, пока только поильник, мелкая моторика,с которой я бьюсь уже год, все так же отстает, он неловкий и нескоординированный. От обвинений в том, что это моя вина в состоянии Саши, я уже отмахиваюсь, как от мух, мне уже все равно, кто прав, кто виноват - его состояние факт, с которым нельзя не считаться. Если со сном не наладится, я не представляю себе, как я буду работать - я часа два после пробуждения не соображаю совсем, а до декрета я работала в фотоцентре, на приемке заказов. Понимаю, что сейчас никуда не гожусь, да к тому же и руки все черные от синяков, кто меня такую раскрасавицу возьмет на "витрину"центра, с людьми работать?
Недавно увидела у себя седину - в двадцать семь лет, как так-то! Случайно, расчесывалась у окна, приподняла прядь у виска, а оттуда - серебро. Жесть. Вид у меня измочаленный, круги под глазами въелись уже в лицо, выгляжу, как хорошо пьющая женщина, да еще и вес набрала - от недосыпа все время хочется есть.
Слава предложил, чтобы с сыном сидела его мать. Так себе вариант, конечно, но выбора нет. "Сидит" она с Сашей, когда к нам приходит, очень своеобразно - включаются мультики, ребенок сам с собой чего-то играет на ковре, а бабуля залипает в компьютерные игрухи типа "Фермы" или шариков.
Полгода назад случился инцидент, после которого я и сама не хотела бы больше оставлять сына с бабушкой - у нас был телевизор старый, с объемным кинескопом, стоял на тумбе под телевизор, на роликах. Сто раз Славе говорила - открути ролики, сын подходит и качает тумбочку, уронить может!
Муж, как обычно, говорил - мол, да сделаю я, а сам в очередной раз забывал, уходил играть в "Сталкера" на компе, Часто сажал Сашку на колени, когда я была занята. После этих игровых сессий сын выдавал истерики мощнее, чем обычно. Но, поскольку эти ночные выплески гасила я, то на мои возмущения по этому поводу муж внимания не обращал. История с телевизором кончилась легким испугом, но - факт в том, что именно бабушка вызвалась посмотреть за Сашкой, пока я развешивала белье на улице. Я услышала грохот уже когда зашла, забежала в комнату - тумбочка валяется опрокинутая, из-под телевизора орет Саша, свекровь заторможенно поднимается из-за компа. я подскочила к сыну, откатила с него телевизор - на лбу розовела ссадина, не было отека, припухлостей, вроде бы не задело сильно. Вызвала скорую, с Тамарой Андреевной сил не было ругаться, да она и быстренько ушла, даже не соизволив извиниться. Скорая приехала через час, осмотрели, подтвердили, что внешних признаков сотрясения мозга нет, повреждения незначительные, просто повезло - отделались легким испугом. Сказали понаблюдать, если только будут проявления нестандартного поведения, сразу вызывать бригаду, а на завтра они нам оставят заявку на визит педиатра на дом.
Проводила с сыном на руках, закрыла ворота, выдохнула. Посмотрим, сынок, как оно будет дальше. Слава Богу, в тот раз обошлось, и новых повреждений у сына не прибавилось.
Вечером вернулся с работы Слава, сказал, что разговаривал с матерью по поводу Саши, что мне надо на работу выходить.
- И что она сказала? - Мне и вправду было интересно, почему-то казалось, что она найдет возможность отказаться.
- А она мне напомнила про дачу - ты же знаешь, она каждый год в конце апреля туда уезжает, и до октября. Сашу она с собой не возьмет - говорит, большая ответственность, да и воды у них частенько не бывает. Так что в этом году пролетаем. Мать сказала, что сможет его забрать только когда ему лет шесть исполнится - чтобы более-менее самостоятельный был.
- Ну понятно, дача ей предпочтительнее.
Вот и поговорили. Все к лучшему, я бы ей ребенка не доверила. Придется решать вопрос с моей мамой, не факт, что у нее получится совмещать работу с уходом за внуком, а мне уже край нужно на работу.
Всегда терпеть боль и нести ее в себе - невозможно. Посвящаю свою историю все мамам душевнобольныx детей. История реальная, случилась со мной, изменены только имена.